«Очень важно разглядеть в каждом ребёнке то, чем его одарила природа»

Глава администрации Николай Бова рассказал «ХибИнформБюро» о том, какую роль сыграли учителя в его жизни и каким он видит будущее сферы образования.

«Преклоняюсь перед этим человеком»

Главный праздник октября — День учителя. Наверняка каждому из нас встречался педагог, который оставил след в наших душах, и долгие годы мы вспоминаем этих людей с теплотой и благодарностью.

— В моей жизни это была Ада Акимовна Литвинова, учитель русского языка и литературы, у которой я учился с шестого по восьмой класс, — говорит Николай Алексеевич. — Ада Акимовна совершенно изменила моё восприятие русского языка. Благодаря ей я и сейчас диктант напишу на четвёрку, а если будет очень сложным — на четыре с минусом. Она изменила и моё отношение к русской литературе, как бы по-новому открыла поэзию и прозу Пушкина, «Повести Белкина» — до сих пор это мои любимые произведения, особенно «Выстрел», стихи Лермонтова. Когда учился в техникуме, затем в вузе, постоянно поддерживал с Адой Акимовной связь. Если приезжал к родителям, обязательно приходил моему учителю, чтобы сверить жизненные планы, посоветоваться, так было долгие годы. Её уход из жизни несколько лет назад стал для меня большой потерей. И сейчас, когда я бываю в селе Победном Джанкойского района, всегда прихожу к её могиле отдать дань памяти, до сих пор преклоняюсь перед этим человеком. Мне по жизни повезло — у меня рядом был настоящий учитель.

Педагоги от бога всегда становятся больше чем учителями: к ним можно прийти домой со своими проблемами и вопросами, точно зная, что получишь поддержку и ответы. По воспоминаниям Николая Алексеевича, в доме Литвиновых (супруг Ады Акимовны был директором школы) была прекрасная библиотека, по подписке они могли получить издания, которые в те годы в книжном магазине было не купить. Там царила особая атмосфера, была картина кисти Айвазовского — небольшая, но подлинник.

— Ада Акимовна и её супруг приучили меня к культуре чтения, это была очень разная литература, аналитическая и художественная, — вспоминает Николай Бова. — Именно от них я услышал, что человек за всю свою жизнь может прочитать не более десяти тысяч книг. Но главное в нашем общении — то, что Ада Акимовна всегда старалась вести очень доверительные разговоры, но непременно подводила к тому, что любое решение я всё равно буду принимать самостоятельно. Призывала думать и взвешивать, размышляла сама, я внимательно её слушал. И выбирал путь с учётом того, что она говорит: «Может получиться так, а может и по-другому». Это и есть мудрость, когда тебе ничего не запрещают и не заставляют. Нет, она предлагала — размышляй сам, вот подводные камни, вот ориентиры. Для меня эти беседы были очень важны. Хотя иногда случалось выслушивать и критику, я её воспринимал и старался исправляться. Мне напрямую говорили, что я совершаю ошибки, это было в переходном возрасте, в юности. Первая любовь, как следствие — проблемы в учёбе. Начало восьмого класса, а он тогда был выпускным, и вдруг у меня целых две четвёрки. Как так? Сразу же беседы, наставления на путь истинный — и уже во второй, третьей четверти, на итоговых экзаменах были только пятёрки, получил похвальный лист и без экзаменов поступил в техникум.

«Очень важно разглядеть в каждом ребёнке то, чем его одарила природа»

Потребность в воспитателях

Мнение Николая Алексеевича о разнице между учителями советской и нынешней формации таково: педагоги изменились, меньше стало душевной связи с учениками, сейчас педагог выполняет определённый набор действий.

— И выполняют учителя их блистательно. Есть цель подготовить ребёнка к ЕГЭ — это будет сделано, — говорит глава администрации, знающий средний балл по сдаче государственных экзаменов и в городе, и по всем школам. — Но учителя советской формации — это были наставники, авторитет для детей по всем направлениям, не только по своему предмету. Вот этого у нас сейчас не хватает, хотя есть самородки, которые не просто учат, а воспитывают личности — это дорогого стоит. Очень важно разглядеть в каждом ребёнке то, чем его одарила природа, ведь не каждому дано быть отличником. Но сколько есть примеров, когда ребята, имевшие посредственные оценки в школе по большинству предметов, становились выдающимися учёными в том, что им по-настоящему интересно, или замечательными предпринимателями, или другими очень нужными на своём месте, успешными людьми. Вот это надо увидеть в ребёнке, поддержать его, дать уверенность в собственных силах. И кроме того — понимание, что главное в жизни — не набор неких знаний, а умение ими пользоваться.

У истоков советской системы образования (мощнейшей в своё время!) стояли выдающиеся педагоги. И то, что в новой России на определённом этапе не взяли с собой в сегодняшний то лучшее, что в было в советских школах, по мнению Николая Бовы, — большая ошибка.

— В те годы система образования давала любому молодому человеку возможность социального лифта вне зависимости от того, из какой он семьи или среды. У каждого, если у него было настоящее желание, была и реальная возможность состояться, и роль учителей в этом была огромна. Мне с таким повезло. Да, я знаю, что сейчас учителя поставлены в определённые рамки и у них огромное количество другой работы, помимо самого обучения. И то, что педагоги не всегда имеют возможность стать не только хорошими специалистами в преподавании своего предмета, но ещё и воспитателями — не их вина, а беда. Чтобы это изменилось, нужны управленческие решения, которые, я уверен, придут, когда эта потребность в воспитателях станет очевидной. Инициатива на местах будет поддержана. Те, кто сегодня отвечают за сферу образования в регионе — вице-губернатор Юрий Фомин, министр образования и науки Диана Кузнецова — по моему мнению, как раз те люди, которые способны двигаться в новом направлении и что-то поменять.

 


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов