«Очень важно разглядеть в каждом ребёнке то, чем его одарила природа»
Глава администрации Николай Бова рассказал «ХибИнформБюро» о том, какую роль сыграли учителя в его жизни и каким он видит будущее сферы образования.
«Преклоняюсь перед этим человеком»
Главный праздник октября — День учителя. Наверняка каждому из нас встречался педагог, который оставил след в наших душах, и долгие годы мы вспоминаем этих людей с теплотой и благодарностью.
— В моей жизни это была Ада Акимовна Литвинова, учитель русского языка и литературы, у которой я учился с шестого по восьмой класс, — говорит Николай Алексеевич. — Ада Акимовна совершенно изменила моё восприятие русского языка. Благодаря ей я и сейчас диктант напишу на четвёрку, а если будет очень сложным — на четыре с минусом. Она изменила и моё отношение к русской литературе, как бы по-новому открыла поэзию и прозу Пушкина, «Повести Белкина» — до сих пор это мои любимые произведения, особенно «Выстрел», стихи Лермонтова. Когда учился в техникуме, затем в вузе, постоянно поддерживал с Адой Акимовной связь. Если приезжал к родителям, обязательно приходил моему учителю, чтобы сверить жизненные планы, посоветоваться, так было долгие годы. Её уход из жизни несколько лет назад стал для меня большой потерей. И сейчас, когда я бываю в селе Победном Джанкойского района, всегда прихожу к её могиле отдать дань памяти, до сих пор преклоняюсь перед этим человеком. Мне по жизни повезло — у меня рядом был настоящий учитель.
Педагоги от бога всегда становятся больше чем учителями: к ним можно прийти домой со своими проблемами и вопросами, точно зная, что получишь поддержку и ответы. По воспоминаниям Николая Алексеевича, в доме Литвиновых (супруг Ады Акимовны был директором школы) была прекрасная библиотека, по подписке они могли получить издания, которые в те годы в книжном магазине было не купить. Там царила особая атмосфера, была картина кисти Айвазовского — небольшая, но подлинник.
— Ада Акимовна и её супруг приучили меня к культуре чтения, это была очень разная литература, аналитическая и художественная, — вспоминает Николай Бова. — Именно от них я услышал, что человек за всю свою жизнь может прочитать не более десяти тысяч книг. Но главное в нашем общении — то, что Ада Акимовна всегда старалась вести очень доверительные разговоры, но непременно подводила к тому, что любое решение я всё равно буду принимать самостоятельно. Призывала думать и взвешивать, размышляла сама, я внимательно её слушал. И выбирал путь с учётом того, что она говорит: «Может получиться так, а может и по-другому». Это и есть мудрость, когда тебе ничего не запрещают и не заставляют. Нет, она предлагала — размышляй сам, вот подводные камни, вот ориентиры. Для меня эти беседы были очень важны. Хотя иногда случалось выслушивать и критику, я её воспринимал и старался исправляться. Мне напрямую говорили, что я совершаю ошибки, это было в переходном возрасте, в юности. Первая любовь, как следствие — проблемы в учёбе. Начало восьмого класса, а он тогда был выпускным, и вдруг у меня целых две четвёрки. Как так? Сразу же беседы, наставления на путь истинный — и уже во второй, третьей четверти, на итоговых экзаменах были только пятёрки, получил похвальный лист и без экзаменов поступил в техникум.
Потребность в воспитателях
Мнение Николая Алексеевича о разнице между учителями советской и нынешней формации таково: педагоги изменились, меньше стало душевной связи с учениками, сейчас педагог выполняет определённый набор действий.
— И выполняют учителя их блистательно. Есть цель подготовить ребёнка к ЕГЭ — это будет сделано, — говорит глава администрации, знающий средний балл по сдаче государственных экзаменов и в городе, и по всем школам. — Но учителя советской формации — это были наставники, авторитет для детей по всем направлениям, не только по своему предмету. Вот этого у нас сейчас не хватает, хотя есть самородки, которые не просто учат, а воспитывают личности — это дорогого стоит. Очень важно разглядеть в каждом ребёнке то, чем его одарила природа, ведь не каждому дано быть отличником. Но сколько есть примеров, когда ребята, имевшие посредственные оценки в школе по большинству предметов, становились выдающимися учёными в том, что им по-настоящему интересно, или замечательными предпринимателями, или другими очень нужными на своём месте, успешными людьми. Вот это надо увидеть в ребёнке, поддержать его, дать уверенность в собственных силах. И кроме того — понимание, что главное в жизни — не набор неких знаний, а умение ими пользоваться.
У истоков советской системы образования (мощнейшей в своё время!) стояли выдающиеся педагоги. И то, что в новой России на определённом этапе не взяли с собой в сегодняшний то лучшее, что в было в советских школах, по мнению Николая Бовы, — большая ошибка.
— В те годы система образования давала любому молодому человеку возможность социального лифта вне зависимости от того, из какой он семьи или среды. У каждого, если у него было настоящее желание, была и реальная возможность состояться, и роль учителей в этом была огромна. Мне с таким повезло. Да, я знаю, что сейчас учителя поставлены в определённые рамки и у них огромное количество другой работы, помимо самого обучения. И то, что педагоги не всегда имеют возможность стать не только хорошими специалистами в преподавании своего предмета, но ещё и воспитателями — не их вина, а беда. Чтобы это изменилось, нужны управленческие решения, которые, я уверен, придут, когда эта потребность в воспитателях станет очевидной. Инициатива на местах будет поддержана. Те, кто сегодня отвечают за сферу образования в регионе — вице-губернатор Юрий Фомин, министр образования и науки Диана Кузнецова — по моему мнению, как раз те люди, которые способны двигаться в новом направлении и что-то поменять.
Мурманчанин пытался спровоцировать драку на АЗС
Апатитский стоматолог, по вине которого умер пациент, попросил смягчить приговор
Датчики освещенности появились во всех районах Мурманска
ФосАгро получила высшую награду Национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса»
Пункт оценки президентской программы «Время героев» откроется в Мурманске 15 мая