“Вызовите такси, я пьяный!”: почему не всегда удаётся дозвониться в службу 112 с первого раза
О том, что в Апатитах не всегда получается «достучаться» по телефону до экстренных служб, за последний год писали и говорили не раз, причём на самых разных площадках — от пабликов «ВКонтакте» до трибуны горсовета. За примерами далеко ходить не надо: вот, допустим, позавчерашний случай, когда люди не смогли сообщить о возгорании сухой травы по номеру 112, но успешно связались с городской единой дежурно-диспетчерской службой и передали данные через ЕДДС. На первый взгляд это выглядит очень странным (особенно если знаешь, что операторы службы 112 и ЕДДС территориально находятся в одном помещении по соседству друг с другом). Но если вникнуть в ситуацию — она проясняется.
Единая дежурно-диспетчерская служба работает в Апатитах уже почти семь лет, и за это время все алгоритмы отлажены до мелочей. Служба 112 — относительно «молодая», на всей территории Мурманской области она функционирует в режиме тестовой эксплуатации.
— Нужно понимать, что главное и единственное предназначение номера 112 — принимать звонки в экстренных случаях, когда помощь требуется незамедлительно, — говорит начальник пункта управления ЕДДС Марина Стороженко. — Иными словами, когда речь идёт об угрозе жизни и здоровью или возникновении такой угрозы, а также о всевозможных чрезвычайных ситуациях. Оператор ЕДДС, например, работает с управляющими компаниями, оператор 112 — нет, он взаимодействует с пожарными, полицией, скорой помощью и другими экстренными подразделениями, задача которых — спасать людей.
Увы, несмотря на серьёзность поставленных задач, оператор службы 112 «вооружён» только одним телефоном, на который поступают звонки (хотя у оператора ЕДДС их, например, два).
— Если вы звоните по номеру 112 и слышите длинные гудки, это значит, что в текущий момент обрабатывается другой вызов, — объясняет Марина Владимировна. — Через какое-то время, если оператор не освободится, ваш звонок уйдёт в центр обработки вызовов в Мурманск, если и там не смогут ответить — вернётся обратно. Иными словами, нужно просто подождать. Конечно, это не очень хорошо, что абонент в таком случае слышит обычные гудки — у людей возникает ощущение, будто за пультом никого нет. Мы вышли на разработчиков программного обеспечения с предложением записать специальное голосовое сообщение.
Увы, служба 112 (а в итоге — жители города) страдает от тех же проблем, что и, скажем, скорая медицинская помощь. Пока бригада реанимации возится на улице с мертвецки пьяным клиентом очередной «разливайки», где-то может умирать человек с сердечным приступом. То же самое и здесь: порой телефонную линию занимают те, кому экстренная помощь явно не нужна.
— С чем только не звонят! — говорит Марина Стороженко. — Просят вызвать такси, потому что звонящий пьян и три цифры ему набрать проще, чем одиннадцать. Требуют справочную информацию, которую легко найти в интернете — скажем, телефон управляющей компании или суда. Многим после вечернего бокала-другого-третьего просто хочется с кем-нибудь поговорить. Мы своих постоянных нетрезвых «клиентов» уже знаем не только по фамилии, а порой даже по имени.
Конечно, если в дверь квартиры ломится пьяный сосед с топором, а в это время в телефонной трубке звучат длинные гудки — такому повороту никто не обрадуется. Критики в адрес службы 112 звучит много, но стоит всё же помнить: в абсолютном большинстве случаев она успешно справляется со своими задачами. Будем надеяться, что «детские болезни» периода становления со временем пройдут. Может быть, когда-нибудь здесь появится второй оператор и даже третий — вопрос лишь в финансировании. А сегодня на всякий случай стоит иметь в виду: другие каналы связи с экстренными службами никто не отменял, они функционируют. Например, с недавних пор в пожарную охрану, полицию, «скорую» и службу газа можно дозвониться с любого сотового телефона, набрав 101, 102, 103 или 104 — без всяких «звёздочек» и «решёток». Это работает у всех операторов мобильной связи на территории Мурманской области.
Мурманчанин пытался спровоцировать драку на АЗС
Апатитский стоматолог, по вине которого умер пациент, попросил смягчить приговор
Датчики освещенности появились во всех районах Мурманска
ФосАгро получила высшую награду Национальной премии «Лидеры ответственного бизнеса»
Пункт оценки президентской программы «Время героев» откроется в Мурманске 15 мая