Московский дизайнер и апатитская библиотека: необычная история

Дизайнер Степан Бугаев впервые приехал в Апатиты вместе с Андреем Малаховым в 2020 году, и тогда же впервые попал в библиотеку-музей.

— Невозможно не увидеть сразу, что это необычное здание, — рассказал «ХибИнформБюро» Степан Бугаев. — Андрей зашёл вместе с нами, показал свой читательский билет, который там хранится. А я, как человек, который последние 15 лет занимается архитектурой, зайдя внутрь, понял, что перед нами шедевр, встретить такое здание сейчас — большая редкость. В Москве построек тех лет осталось мало, в регионах они зачастую в плачевном состоянии. А тут я просто приходил и наслаждался. Потом мы придумали с Андреем выставку «В холодном климате с любовью» и решили попробовать задействовать под неё библиотеку-музей. А ещё чуть позже глава города познакомила меня с Юлей Яковлевой, которая оказалось внучкой той самой женщины, чьё имя носит библиотека. В какой-то момент Юля показала мне картинки — проект того, что планировалось сделать в этом здании.

— И вам не понравилось.
— Да, мне не понравилось то, что я увидел, и я достаточно прямо об этом высказался. Понял, что не могу так просто это оставить, уже появилась некая связь с этим зданием. И я попробовал просто потормошить: а что, если мы не дадим так сделать, объясним, что в проекте неправильно? Кстати, незадолго до этого был эпизод с мозаикой во дворце культуры, которую мы тоже вместе с Андреем и теми, кто нас поддержал, буквально отстояли. Стало понятно, что надо немножко побороться и за библиотеку, я предложил услуги своего бюро для создания  альтернативного проекта, бесплатно. Мы пересмотрели полностью инженерные системы, изменили концепцию, а дальше Андрей Малахов помог нам всё это донести до тех, кто принимал решение. В итоге все согласились, что да, нужно сделать иначе и сохранить такое прекрасное наследие.

Московский дизайнер и апатитская библиотека: необычная история

— Что же было в том проекте, который вы забраковали?
— Он просто не учитывал время, место, традиции, был в отрыве от контекста всего этого здания и предполагал использование материалов, которые хорошо подходят торговому центру, например. Было бы обезличивание пространства.

— Наверняка одной из главных сложностей нового проекта было удорожание?
— Нет, потому что мы оставили очень большое количество старых материалов, которые просто надо было отмыть и привести в порядок. Удорожание произошло только за счёт изменения масштаба: было принято решение сделать капитальный ремонт всего здания, а не фасада и частично помещений, как хотели изначально. Просто во время всех этих долгих обсуждений пришли к мысли: почему бы не сделать всё сразу, чтобы два раза не вставать?

Московский дизайнер и апатитская библиотека: необычная история

Московский дизайнер и апатитская библиотека: необычная история

— То есть именно ваша инициатива по изменению проекта привела к полному преображению всего здания?
— Не совсем так. Когда все увидели, что процесс пошёл, что есть проектировщик и те, кто готов всемерно поспособствовать реализации проекта, решили, что можно браться за всё полностью. Думаю, что мой взгляд только где-то помог, дал необходимый толчок, и я очень этому рад.

— Сколько времени заняло создание нового проекта от вашей студии?
— Нам нужно было в течение трёх недель показать какой-то первоначальный результат, и четыре человека днём и ночью трудились над эскизом. А дальше, когда прорабатывали всё, включая закупку материалов и помощь в сметах, команда из трёх человек работала не покладая рук месяцев пять.

— Вы часто бываете у нас и наблюдаете, как идёт реализация проекта?
— Не так часто, как хотелось бы, но приезжал несколько раз. Прошу фотографа Николая Смоляка помогать мне, присылать снимки, как идёт процесс. Всё получается так, как и было задумано.

Московский дизайнер и апатитская библиотека: необычная история

— Вы эксперт в сфере дизайна, у вас есть множество более крупных и значимых проектов. Понятно, что вы дали библиотеке, но что она дала вам?
— Как я уже говорил, я просто не смог пройти мимо этого здания. И всё совсем не так: «пришёл москвич, что-то сделал, говорите все ему «спасибо», нет. Это я говорю спасибо за то, что мне дали такую возможность, поверили, доверились, и я смог выполнить всё, что обещал. Эта работа дала мне право считать, что я прикоснулся к прекрасному, рассмотрел потенциал здания, сделал всё правильно.

— Каково ваше мнение об Апатитах, маленьком, но гордом городе на Севере?
— Самое положительное. Я глубоко проанализировал каждого человека, внёсшего вклад в жизнь этой библиотеки, имеют значение все, кто сюда приходили, кто ею дорожит. Я общался и с Натальей Ермоленко, которая участвовала в проектировании здания в конце прошлого века, и очень старался всё и всех изучить, не растерять, слышать людей, которые ещё до моего рождения здесь были и эту библиотеку любили. Все они не остались без внимания, в проекте учтены их мнения. Так что мой отзыв о городе такой: он готов к сотрудничеству и относится ответственно к тому, что ему дорого.

— Что вы пожелаете библиотеке после того, как она откроется и заиграет, по вашему выражению, новыми — старыми красками?
— Очень важно, чтобы здание жило, чтобы у него было не только прошлое, но и новоприобретённая энергетика – гости, события, встречи. Чтобы всё это было нужно людям.


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов