Когда радость получается лучше, чем горе. Репортаж из недр массовки
С 10 по 27 марта в Хибинах (а точнее, на стадионе «Тирвас») снимают эпизоды спортивной драмы «Белый снег» — про легендарную лыжницу Елену Вяльбе. Жители двух наших городов, как водится, участвуют в массовке.
На съёмочной площадке постоянно нужны: зрители на лыжном стадионе, судьи, тренера и журналисты. Берут без каких-либо кастингов и в конце смены честно выплачивают тысячу рублей. В WhatsApp-беседе фильма всех призывают тепло одеваться: «Съёмка на улице, поэтому утепляемся! Никаких кроссовок, только тёплая обувь, тёплые брюки, шерстяные носки. Кофты и свитера». При этом «для сугреву» брать категорически ничего нельзя, за подобные проделки вас сразу отправят домой!
Встать нужно в шесть утра, чтобы уже в семь быть на точке сбора (в Кировске их две, а в Апатитах одна, но апатитчан приходит в несколько раз больше). Будущих звёзд массовых сцен встречают три куратора — Алексей, Дмитрий и Нина. Каждый из прибывших вносит свои паспортные данные в стандартный документ (согласие на съёмки) и идёт «про запас» греться в раздевалку: ведь впереди долгий съёмочный день — целых 12 часов на свежем горном воздухе.
Предварительная часть — очередь в Костюм. Так кратко называют костюмерный цех, расположившийся в штабном домике «Тирваса» (сам домик украшен норвежской атрибутикой). Народ туда заходит с благоговейным трепетом: в первый день съёмок кто-то имел неосторожность бросить где попало казённые шапки/шарфы, и костюмеры задали всем жару!
Сначала зовут тех, кто был в прошлые дни, чтобы выдать им одежду поимённо. Особый спрос на крепких мужчин — им выдают униформу «грачей» (т.е. персонала стадиона). Всех остальных одевают вразнобой, главное — «спортивно и ярко». Кстати, одежда — прямиком из девяностых! Её специально для фильма искали по разным секонд-хендам, а крупную партию курток даже закупили в Финляндии.
Самые скучные роли, пожалуй, у «грачей»: надо всё время стоять на одном месте и тихо замерзать — ни тебе чаёк налить из термоса, ни поржать с соседями.
Куда веселее быть болельщиком! В первые дни съёмок трибуны до отказа забиты школярами, сбежавшими с занятий ради искусства и денег. (Дальше картина слегка изменилась, т.к. на работу стали брать только с восемнадцати лет.) Нам вручили флаги разных стран: Франция, Италия, Германия, Швеция, Норвегия, Финляндия…
Два актёра в тренерских костюмах (Александр Устюгов и Вадим Андреев), наверное, раз двадцать пробегают вдоль трибун, хлопая в ладоши и крича: «Лена, давай!» Мы тоже все дружно орём: «Дааа! Давай-давай! Шевели булками!», но это мы зря. Вообще-то, мы сейчас в Норвегии на чемпионате мира по лыжным видам спорта в 1997 году. По-русски здесь орать не комильфо. А в некоторых дублях вообще орать не надо — надо открывать беззвучно рот и очень энергично махать флагами (интершум наложат потом).
Ключевое слово: «имитируйте». Мы повторяем одну и ту же сцену много-много раз. Кто-то из соседей-пацанов прямо философски замечает: «Вот есть день сурка, а у нас минута сурка».
Больше всех запарились лыжницы-дублёрши (все они — участницы действующей сборной России). Мы-то с пофигизмом стояли на трибунах, а им приходилось каждый раз бежать по-настоящему! К середине съёмочного дня ноги чемпионок уже еле шевелились, а скорость заметно уменьшилась. Но девушки признались, что наша поддержка придала им сил.
Тот самый интершум мы всей толпой сделали уже перед обедом: встали у «норвежского домика» и по жестам звукачей с большими микрофонами-метёлками начали хлопать, кричать и… затихать. Главный звуковик предупредил: «В конце должно быть абсолютно тихо! Если какая-нибудь сказочная девочка заржёт, будем писать снова и снова, у меня времени много!» Всем очень хотелось на обед, поэтому мы справились быстро — всего-то раза с пятого-шестого.
После обеда — смена декораций. К финишу отправили людей для маскировки «дырок» в кадре, и часть бывших зрителей резко превратилась в журналистов, берущих интервью у спортсменок. Здесь удивил реквизит! «Журналистам», кроме бейджей ЧМ, выдали какие-то «мыльницы», маленькие камеры и… блокноты с ручками. Вспоминаю середину девяностых. Даже у нас, в провинциальной газете, были тогда диктофоны на микрокассетах и хорошие зеркальные фотоаппараты. Боюсь предположить, с каким арсеналом пресса приезжала на мировые гонки! Явно не с блокнотом.
А вот у самой киногруппы техника почти инопланетная! Взять хотя бы снегоход-вездеход, «изобретённый» специально для фильма.
Съёмка ведётся с десятка разных ракурсов: кроме вездехода с технической бригадой, есть рельсы, по которым ездит камера; оператор, держащийся за трос и скользящий за лыжницей на сноуборде; дроны, летающие в воздухе; подвесные камеры-пушки и прочие чудесные девайсы…
Лыжницы-артистки финишируют, почти правдоподобно запыхавшись, а те двое с трибун (которых двадцать раз переснимали), наконец «добегают» до тренерской зоны и радостно орут: «Ну всё, теперь победа точно наша!» Их интонации пишут зависшие на палках микрофоны.
Погода между тем меняется буквально каждый час: то пасмурно, то солнце, то туман, то настоящая метель. Монтажёрам ещё предстоит выбрать подходящие куски и склеить это всё в единую логичную картинку. Неслучайно снимали так много дублей.
За целый день на улице ноги всё равно подмерзают, несмотря на то, что температура на нуле, а одежды на нас — по всем северным правилам: как на капусте. Здесь очень кстати пришлись раздевалки с надписью «Массовка» и горячим чаем/кофе внутри…
В следующий раз ваш корреспондент попал в ряды норвежцев. Нас снимают на хромакей, и у нас, кроме флагов, есть куча интересного: барабаны, дудки, трещотки, колокольчики и бубны. Команда «радость» для России значит, что норвежцы приуныли, и наоборот: по команде «горе» наш норвежский сектор дружно начинает ликовать!
Вердикт автора сценария: «Да, радость у вас лучше получается!» Замечание куратора: «Ребята, всё супер, но давайте без АУЕ».
Оператор проходит вплотную к трибунам и снимает крупно наши лица. Бригадир массовки Алексей весело и строго учит нас премудростям кино:
— Мы будем снимать ваши реакции. Кто будет хорошо работать — увидит себя в фильме. Всех остальных вы-ре-жут.
— Ребята, кто будет менять шапки, которые дал вам Костюм, может отправляться восвояси! Вы появляетесь в кадре в современных шапках. Поймите, это КАДР! А потом вы сами находите везде киноляпы…
— Девочки, у кого накрашенные брови, опускаем шапку прямо на глаза. Иначе я сейчас буду ходить по рядам с бритвой.
В этот день нам пришлось отыграть не только радость/горе, но и ненависть к российской команде. По сценарию одна из русских лыжниц была поймана на допинге и испортила тем самым праздник спорта для хозяев стадиона. Русские выходят из арки и собирают со снега бело-сине-красные флажки, а норвежские болельщики с трибун топают, свистят и улюлюкают…
Главную роль в фильме играет Ольга Лерман — самая улыбчивая девушка на съёмках. Ольга — театральная актриса, но, как говорят её коллеги, она очень похожа на молодую Вяльбе.
Начало и конец спортивной драмы уже сняли в других городах. В том числе — в Магадане (на родине спортсменки), в Москве, Таллинне и Пярну. Кировску достался основной «хребет» сюжета — «золотой» чемпионат Елены Вяльбе. Он будет перемежаться воспоминаниями главной героини.
Как нам рассказал продюсер фильма Марат Ким, из трёхнедельных съёмок на кировской земле сделают в итоге полчаса — т.е. четвёртую часть от двухчасовой кинокартины. Премьера состоится в феврале 2021 года — аккурат в годовщину чемпионата в Тронхейме.
В Мурманске насчитали 174 ресторана и 23 столовых
«Затянул узел на шее»: жестокий хозяин пса Тора из Апатитов едва не задушил питомца
Автомобиль загорелся рядом с жилым домом в Мончегорске
Участники экспедиции «Россия 360» доехали до Рыбачьего на ретро «Москвиче»
АНДРЕЙ ПРИВАЛИХИН. Ярославские ребята