Апатитский мастер-камнерез Дмитрий Зайцев и секреты флорентийских мастеров
Кольская земля полнится талантами не менее, чем могучие Хибины — своими минералами. И нередко мастера-художники берутся воплощать смелые творческие порывы именно в этих «твёрдых красках».
На недавно прошедшей юбилейной выставке «Каменный цветок» среди множества изделий можно было увидеть любопытные экспонаты. Это два стола, столешницы которых исполнены в камне, и главная примечательность в том, что рисунок на них выполнен в технике флорентийской мозаики.
Такой уникальной, редкой сегодня техникой владеет в совершенстве апатитский камнерез Дмитрий Зайцев. Это древнее искусство утратило свою популярность уже в конце XIX века, когда требования эпохи модерна привнесли совсем иные веяния и, соответственно, материалы. Сама по себе сложная по исполнению, в наше время она встречается в более монументальном виде, с крупными элементами: например, некоторые станции московского и питерского метро украшают панно из флорентийской мозаики.
Изделия же Дмитрия отличаются удивительной филигранностью: он делает мозаику «по мотивам» картин своего отца — художника Александра Зайцева, а они изобилуют большим количеством деталей и богатой палитрой.
В камне их воспроизвести достаточно сложно: во-первых, каждый «пазл» имеет сложную, часто изогнутую форму, очень мал по размеру, а также чрезвычайно тонок – каждый не более шести миллиметров толщиной! Конечно, существует и ограниченность в выборе цвета камня. Тем не менее Дмитрию Зайцеву удаётся перехитрить норовистую породу — об этом говорят его работы, отсвечивающие шлифованным глянцем и радующие глаз разнообразными оттенками.
Однако одной из самых сложных и интересных работ Дмитрия является оммаж не картины своего отца, а рисунка своего сына! Это та самая столешница с композицией «Пианист»: Леонид (вполне вероятно, художник в третьем поколении семьи Зайцевых) нарисовал в компьютерной программе этакую авангардную картину, с феерией ломаных и изогнутых линий и не ограничивающейся чёрно-белой гаммой клавиатуры пианино.
Это поистине ювелирная работа мастера: трудно себе представить, как возможно было в камне исполнить, вплоть до нюансов и оттенков, эту работу. А если приглядеться, не удастся увидеть ни единого зазора между элементами!
Технология составления мозаики такова, что камень пилят на пластины, как уже было сказано выше, толщиной в шесть миллиметров, из них потом набирается рисунок. А представьте, если детали ещё и имеют замысловатую форму – полёт фантазии художника не имеет ограничений!
Это трудоёмкий процесс, такой же, как и составление мозаики: чтобы идеально подогнать одну к другой и «пазл сложился», нужно учитывать плотность каждого камня, пористость и другие физические параметры. Таких пластинок делается большое количество: опять-таки, «угодить» художественному замыслу по цвету – большая проблема, поэтому подбор подходящего занимает немало времени. Эту работу берёт на себя отец Дмитрия – Александр Петрович.
Тут важно упомянуть подготовку к работе – собственно, поиск камня. Дмитрий Зайцев признаётся, что у него этот процесс не ограничивается походами к горным массивам – даже в повседневной жизни, например, в отпуске, на остановках в дороге, по привычке внимательно смотрит под ноги и – да, находит необходимые образцы!
Уникальность и высокое художественное исполнение работ Зайцевых отмечены не только на апатитском «Каменном цветке» – в Мурманском областном художественном музее достоинство работ мастеров оценили на их персональной выставке. В 2018 году, также в Мурманске, целых три мозаики «семейного подряда» Зайцевых были отобраны для участия в зональной выставке. На ней представлен весь Северо-Запад страны – это огромная конкуренция, и кандидаты могут рассчитывать максимум на участие пары своих картин. Однако совет из профессионалов сделал исключение, и все три предложенные апатитскими мастерами работы приняли для экспонирования!
Нужно отдать должное Дмитрию Зайцеву, его трудолюбию и кропотливому труду.
Честно признаться, в камне картины его отца – несомненно, замечательного художника, члена «Галереи «М» – ничуть не уступают оригиналу.
— В принципе, я не ставлю себе задачу полностью повторить работу, – говорит мастер. – Скорее всего, это та же тема, просто рассказанная другим языком!
«Пробовали рисовать природу, но зацепили гаражи»: выставка необычных пленэров открылась в Мурманске
Ремонтник в Кировске скончался от потери крови после пореза пилой
Военнослужащий из Печенгского гарнизона осужден за уклонение от службы на 8 лет
Чаще всего — коммунальные проблемы: Игорь Морарь рассказал на что жалуются депутатам
Туристу холод не помеха: купальный сезон в Териберке продолжается