В Апатитах может появиться новый арт-объект — родовое саамское клеймо
С инициативой о размещении изображения выступил Ян Посадский, один из кураторов проектной школы «Каскад». Этот воронежский художник, один из основателей мастерской «Дай пять», лично мне вернул веру в современное искусство. И прежде чем выносить суждения о предложенном Апатитам новом арт-объекте, познакомьтесь с идеями и работами Яна.
Несправедливо забытое
К произведениям стрит-арта, которые действительно можно отнести к «искусству» в понимании большинства, обычно не требуется пояснений. Ян Посадский с помощью стрит-арта привлекает внимание к историческому наследию родного города и его сохранению.
Например, в Воронеже есть старое здание ДК имени Кирова — типовой проект, который в прошлом веке реализовали и в Кировске. В 2014 году в нём бушевал пожар, сейчас дворец догнивает в плачевном состоянии, непригодный для людей и ненужный властям. Поперёк фасада нанесена короткая надпись: «Играет грустная музыка». И всё, комментарии излишни, эти слова на заброшенном монументальном здании, сохранившем остатки величия, сразу рождают понимание.
Работа «Всё!» — это пронзительно-печальное прощание с детством. Узнаваемые буквы, которыми завершался каждый выпуск тележурнала «Ералаш», нарисованы на деревянном полуразрушенном здании в центре города.
— Это некая рефлексия, ностальгия по каникулам, которые дети раньше проводили в деревнях, — объясняет Ян. — Такая узнаваемая архитектура, но дом уже в полном запустении, ставни сорваны, ими просто забили окна. Тут же колючая проволока, следы пожара. С этой работой перекликается следующая, под названием «Конец», её я сделал для стрит-арт фестиваля «Карт-бланш». Здесь есть личная история: со мной связались владельцы дома, он достался им от родителей. Под угрозой поджога здания его выкупили за бесценок люди, которые начали застраивать этот район. Буквально через несколько дней после сделки приехал бульдозер, снёс половину дома, сад, который был посажен отцом нынешнего владельца. Грустная история про детство, проведённое здесь, про воспоминания. И эта надпись из главного мультфильма тех времён, слово «Конец», нарисованное на полуснесённом доме, резонирует до скрежета в душе.
Утечёт, как и время
Ещё Ян сохраняет обыденные для прошлого, но уже забытые многими предметы в цифровом виде. Например, таксофоны или почтовые ящики он переносит в дополненную реальность, вернув этим объектам первоначальный вид и расположив их там, где они были (или остаются в неприглядном состоянии сейчас).
— Это уже некая музеология, мы отбираем у предмета функцию и открываем иной взгляд на него, как на объект истории, — говорит Ян.
Есть у художника серия работ с применением временных материалов — мела и угля, которые подвержены природному разрушению: «У меня нет претензии сделать что-то монументальное, вечное. Эти изображения исчезнут, снова освободят пространство».
Углём и мелом выполнена работа в Сысерти «Выйти сухим из воды». Вот у неё есть предыстория, умолчать о которой нельзя.
В XVIII веке владелец сысертского завода Алексей Турчанинов перестраивал плотину. Он пользовался трудом нелегальных рабочих из Башкирии, что в те годы тоже каралось законом. На завод неожиданно нагрянула земская полиция, и, чтобы избежать сложностей, Турчанинов просто открыл шлюзы, больше сотни рабочих смыло водой в реку, они погибли.
— Над плотиной есть небольшой домик, я нарисовал портреты погибших рабочих углём, прямо на белой стене с одной стороны, — рассказывает Ян. — А на другой написал: «Выйти сухим из воды», многозначная фраза. Портреты этих рабочих так же смоет, унесёт водой, как когда-то унесло их самих.
Родовые клейма
Ян не в первый раз приезжает на Кольский полуостров: прошлым летом он участвовал в экспедиции вместе с другими художниками, включая Фёдора Мухаметшина, апатитского скульптора, и Ольгу Широкоступ, куратора ЦСИ «Сияние».
— У вас тут необычайно красивые пейзажи, для меня, как для человека, выросшего в чернозёмных краях, видеть их — просто огромная ценность, — говорит Ян. — А проект, который я предложил, был о саамских клеймах — знаках, которые семьи использовали как подпись, помечали собственность, бытовые предметы. Их собрал советский исследователь Яков Комшилов. По этим клеймам можно видеть, как они развивались внутри рода, когда знак переходил от родителей к детям. За последние сто лет всё поменялось, многие саами получали образование, с появлением письменности на смену этим символам пришли подписи, инициалы, культура стала постепенно исчезать. Только у ортодоксальных семей, где прилагают усилия для сохранения традиций саами, клейма передают по сей день. В своём проекте я предложил размещать их в городах в виде изображений, вписанных в природный и городской ландшафт, чтобы визуальными характерными образами взаимодействовать с окружением.
Эти клейма Ян наносит также мелом и углём, они будут исчезать, постепенно покидать пространство. Поскольку символы по-прежнему имеют значение для родственников этих семей, представителей саамских родов, художник спрашивает разрешения для их использования. В Туломе глава общины дал согласие, и в селе нанесли около семи клейм.
— Они так или иначе меняют пространство, как-то осмысляют его, — уверен Ян. — В Апатитах я предполагал использовать клейма семей, живших или живущих здесь.
Меняйте город сами
Ян считает, что уличное искусство предполагает различные формы взаимодействия, и любой человек, любой участник и пользователь пространства может его развивать.
— Можно начать свою художественную практику с паблик-арта, это будет интересный опыт того, как ты можешь влиять на городское пространство, — говорит Ян. — Все жалуются, все недовольны, ссылаются на плохую власть и нехватку городских бюджетов, чтобы привести улицы в порядок, восстановить какие-то объекты. Но через стрит-арт мы можем менять эти пространства, менять отношение к ним. И затем, спустя какое-то время, это может привести к возникновению новых культурных центров, городских проектов. На этих территориях может появиться малый бизнес — кафе, рестораны, что в свою очередь изменит и туристическую привлекательность города. Воспринимать уличное искусство стоит как элемент тактического урбанизма, когда ты можешь, интегрировав что-то, поменять весь контекст в целом. И я вас призываю к тому, чтобы менять пространство, в котором вы живете! Многие уже делают это, взять, к примеру, хотя бы тот же ЖЭК-арт. Все вы прекрасно знаете это явление — когда из шин вырезают лебедей, а из бутылок цветы и сов и вешают их на деревья. Это проявление горизонтальной инициативы, когда украшают свой двор и район, но это не единственный вариант. Дерзайте, агитируйте и привлекайте своих друзей, чтобы жизнь в городах становилась привлекательнее.
«Пробовали рисовать природу, но зацепили гаражи»: выставка необычных пленэров открылась в Мурманске
Ремонтник в Кировске скончался от потери крови после пореза пилой
Военнослужащий из Печенгского гарнизона осужден за уклонение от службы на 8 лет
Чаще всего — коммунальные проблемы: Игорь Морарь рассказал на что жалуются депутатам
Туристу холод не помеха: купальный сезон в Териберке продолжается