Сумерки газетных богов

Печатная периодика неумолимо становится анахронизмом, и это вызывает ностальгию. Авторитетная «толстушка», кофе и рогалик у столичных родственников. Целый рулон из газет и журналов, кое-как воткнутый в щель нашего почтового ящика, а в нём — «Весёлые картинки». Разгул безумной прессы в девяностые, от совершенно отбитого «Голоса Вселенной» до пикантного «СПИД-инфо», где все первым делом читали рубрику, напечатанную вверх ногами.

Первая истинно городская газета «Дважды два» до сих пор дорога, уже как символ ушедшего времени, многим моим знакомым. Кто-то продавал её в детстве и восторженно тратил заработанные рубли на «Турбо» с «Дональдом». Кто-то участвовал во всевозможных конкурсах от редакции, выигрывая денежные призы и поездки в Египет (везло тогда городским красавицам!). Почти все регулярно пользовались рубрикой объявлений, и однажды в нашем крупном агентстве недвижимости работа встала на целую неделю — курьер забыл отвезти распечатки с «куплю — продам» в редакцию до обеда в четверг, и объявления не попали в свежий номер.

Какой бы критике, каким бы нападкам ни подвергались и местные, и федеральные газеты за утрату престижа, стиля и лоска, дело не в уровне профессионализма тех, кто их выпускает. Весну сменяет лето, птицы летят привычным курсом, СМИ уходят в интернет. Наверное, не очень-то легко и весело выкладываться на сто десять процентов, наполняя номер, который ещё пять-десять лет назад читали в пять раз больше людей, чем сейчас. Не слишком тянет креативить и искать оригинальную подачу информации, если понимаешь, что стараешься для мастодонтов, которые ценят как раз таки привычный и давно полюбившийся формат, а новых читателей у печатных изданий не прибавляется.

Даже Cosmopolitan, гигант, любимый сотнями тысяч россиянок, решил добровольно сдать позиции. Нет толстых номеров с кучей пробников, настоящих антидепрессантов при любой хандре — остался куцый безликий дайджест со сплетнями о звёздах и взаимоисключающими трендами. Такое превращение лишило журнал многих читательниц, включая меня, на несколько лет раньше, чем могло бы…

Но будем объективны: это печально для совсем небольшой прослойки населения — тех, кто по-прежнему предпочитает внимать тексту с листа, а не с экрана. Они тоже уйдут вслед за мастодонтами пенсионного возраста, и останутся только порталы и сайты. Найдутся ли в этих переменах явные плюсы? Можно было бы пролопотать что-то об экономии бумаги и леса, да вот сложно сделать это на фоне постоянного производства бессмысленных миллионов тонн рекламных буклетов, брошюр и флаеров. Остаётся посмотреть на процесс философски и понадеяться, что сумерки газетных богов сменятся тьмой с подобающим достоинством: учредители не станут пытаться продавать электронные номера с опцией звука переворачиваемых листов и запахом типографской краски, работники редакций будут до последнего выпуска внимательны к информации и почтительны к грамматике, а оставшиеся читатели поблагодарят за внимание к их привычке листать каждую неделю или месяц свежий номер с любимым логотипом.

***

От редакции. Авторская колонка «Асса-пресс» — для тех, кто хочет отдохнуть от изнанки жизни и телеграфного новостного стиля. С 11 февраля 2019 года выходит на сайте «ХибИнформБюро» по понедельникам.


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов