Школа жизни. Что ждёт за этими дверями?

— Классно-урочная система обучения, придуманная три-четыре века назад, явно устарела, её пора менять, — несколько лет назад делился со мной соображениями один апатитский общественный деятель, ныне покойный. — Я уверен, что будущее — за проектной системой, которая годится для детей даже 5-6 лет.

От слова «проект» уже давно ведёт скулы на сторону, как от «инноваций». Но далее мой собеседник рассказал суть одного эксперимента. Две группы детей обучали основным наукам, первую — традиционно, с изложением и повторением материала, заучиванием и контролем. Результаты были хорошие. Во второй детям сказали: «Вам нужно за год смоделировать планету, на которой возможна жизнь — флора и фауна. Создавать будете в специальной программе, пользоваться всеми возможными справочниками, плюс вам постоянно помогает наставник». И за учебный год школьники, движимые только жаждой созидания, перелопатили вдесятеро больше информации, чем ребята из первой группы. Ведь на новой планете должны работать законы физики, химии и биологии, которые, в свою очередь, опираются на арифметику, а пока ищешь нужное тебе — заодно подхватываешь ещё пару-тройку интересных фактов и добавляешь в проект. Когда ребёнку интересно — он с лёгкостью всё усваивает и надолго запоминает. Но много ли обычных уроков можно назвать хотя бы увлекательными?

Второй момент, который может убить в ребёнке тягу к проявлению себя — оценочная система. Совсем без неё, конечно, никак, но усовершенствовать или поискать альтернативу тоже пора. Сколько отличниц, заработавших в школе одноимённый синдром, продолжают гоняться за «пятёрками» в своей взрослой жизни и упускают из виду, что можно просто радоваться жизни? Сколько странных и необщительных детей обладают способностями и даже недюжинными талантами в разных областях, но неумение отвечать у доски или расписать пошагово решение задачи, ответ на которую им очевиден, превратило их в двоечников и троечников? И год за годом вживаясь в эту незавидную роль, выскочить потом из неё очень сложно…

Подводный камень №3 — ориентированность всей классно-урочной системы на среднего ученика. Нет, явное дарование всё равно заметят, и педагоги найдут время для индивидуальных занятий и бесед. А вот тем, кто не способен по складу личности к некоторым предметам, хоть иди и убивайся об стену. Есть люди, не умеющие рисовать от слова «совсем», и чтобы разбудить в них художника, потребуется десяток Бетти Эдвардс. Один умнейший ребёнок, «стопроцентный гуманитарий и рукожоп — весь в меня», как говорит его мама, страдал на уроках труда. Пока большинство детей успевали выпилить нужную дощечку, а кто-то даже покрыть её резьбой, этот мальчишка застревал на первой трети задания и постоянно получал тройки. Справедливо — потому что класс ориентирован на среднего ученика. Несправедливо — потому что парень этот просто талант в ботанике и биологии, и тройка в аттестате ему ни к чему. В конце концов, не ломанётся он после школы учиться на краснодеревщика! Учитель, дорогой, поставьте ему «4» за дощечку, которую он принесёт сделанной на следующий урок, и не спрашивайте, помогал ли кто. Кстати, по ИЗО тоже можно подмахнуть в дневнике «хорошо» тому, кто сам пугается своих рисунков. Ну не пойдёт он в Суриковское, компрометируя вашу объективность! Раз уж без оценок пока никак, проявите мудрость и дальновидность!

Всё было определённей и понятней в школе 40-50 лет назад, когда дети получали знания из трёх основных фильтруемых источников: родители, школа, книги. Много путаного появилось в системе образования сейчас, когда у каждого ученика 24/7 есть доступ к каким угодно ресурсам, а авторитет учителей из-за этого ушёл в крутое пике. Наверное, со временем система поменяется. Наверное, до тех пор наши опытные и любящие своё дело педагоги смогут удержать планку и всё-таки учить детей логике и самостоятельному мышлению. Верите? Отлично. Потому что в школу, где будет первая любовь и драки, ссоры и концерты, соревнования и экзамены, при всех её недостатках, идти всё-таки надо.

***

От редакции. Авторская колонка «Асса-пресс» — для тех, кто хочет отдохнуть от изнанки жизни и телеграфного новостного стиля. С 11 февраля 2019 года выходит на сайте «ХибИнформБюро» по понедельникам.


Комментарии

  • Чел:
    Автор видит не дальше собственного носа. Образование — громадная система, частью которой является школа. Чтобы изменить хотя бы один из элементов надо менять кучу других: законы, экономические параметры, имидж и многое другое. У нас государство живёт по принципам 18 века, тем более школа.
  • Очевидец очевидного):
    Проекты это задание для родителе!!!!!!
  • Влад:
    Если ребенку интересно учиться, он и в обычной школьной системе обучения будет интересоваться не только текущим материалом.
    А троечник — он и в «проектной» системе останется таким же хроническим троечником, который в школу приходит не учиться, а потому что заставили… И интересоваться он будет только тем, как покурить на перемене. rofl
  • Твоя совесть:

    Влад
    03.09.2019 в 05:44
    Если ребенку интересно учиться, он и в обычной школьной системе обучения будет интересоваться не только текущим материалом.
    А троечник — он и в «проектной» системе останется таким же хроническим троечником, который в школу приходит не учиться, а потому что заставили… И интересоваться он будет только тем, как покурить на перемене.

    Бред. Нет — полный бред!
    Настрочил я тут сначала подтверждение своих слов с конкретными примерами из нашего города, но потом подумал… лучше не стоит, город то маленький.

  • Димон:
    Школа жизни — это школа капитанов, там я научился водку пить из стаканов! rofl
  • Правдоруб:
    Не гоняйся за пятёрками, а радуйся жизни) кто её сюда пустил? Пшла вон!
  • Владимир:
    Что ждёт за дверями? Поиск работы, кредиты, ипотека, здоровье, потерянное в обмен на зарплату, преждевременная старость и пенсия, до которой не дожил. «Капитализм. Счастье. За*бись!…» dash

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

              

Популярные
новости

Мы ВКонтакте
Мы в Facebook

Облако тегов