Российские сенаторы узнали, как готовят кадры в Мурманской области

Подготовка квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда — важнейшая задача профобразования. Сегодня эта проблема стоит во всем мире и России как никогда остро. По данным комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, только 12% опрошенных россиян при выборе профессии руководствуются спросом на неё.

При этом на кадровом рынке внутри страны наблюдается самый настоящий «идеальный шторм», который возник из-за активного роста потребности организаций в сотрудниках на фоне постепенного выхода из периода локдаунов.

О том, как решить эту проблему и обеспечить российскую промышленность квалифицированными кадрами, говорили в Кировске на выездном заседании комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, посвящённом вопросам развития профориентации и образования. Участие в нём помимо сенаторов приняли губернатор Мурманской области Андрей Чибис, представители министерства просвещения РФ и руководство компании «ФосАгро», которая за последние 8 лет построила в регионах присутствия эффективную образовательную модель.

Уникальный опыт

— Опыт взаимодействия с «ФосАгро» уникален. Помимо инвестиций в развитие школ и кировского филиала Мурманского Арктического государственного университета (МАГУ), компания много вкладывает в развитие дополнительного образования, это мы видим на примере проекта «ДРОЗД». Это важнейший элемент для улучшения качества жизни в городах присутствия. По сути, на примере работы «ФосАгро» с учреждениями образования, детского и юношеского спорта мы видим переосмысление, с учетом новых принципов и новых подходов, лучшего советского опыта, когда градообразующее предприятие по-настоящему отвечает за свой город. Люди это видят, и мы благодарны за эту дополнительную поддержку, – отметил, выступая на заседании Комитета, губернатор Мурманской области Андрей Чибис.

Образовательную парадигму «ФосАгро» «Школа-колледж/вуз-предприятие» сенаторам представил генеральный директор компании Андрей Гурьев. Все ее составляющие сегодня работают и в Кировске, и в Апатитах: две «ФосАгро-школы», в каждой из которых открыты специализированные «ФосАгро-классы», в сфере среднего профессионального образования работает филиал МАГУ в городе Кировске, а вуз — филиал МАГУ в Апатитах — завершает региональную образовательную вертикаль.

Наиболее талантливые ребята, воспитанные в орбите этой модели, могут продолжить обучение в 30 ведущих вузах страны, с которыми у «ФосАгро» выстроены партнёрские отношения, в том числе в старейшем техническом вузе России — Санкт-Петербургском горном университете.

— Практически у всех компаний сегодня есть заказ на профессиональное образование, на среднее профессиональное образование, на профессиональных рабочих, на инженеров. Для поддержки высоких темпов развития экономика должна быть обеспечена кадровым потенциалом, высококвалифицированными специалистами. Пример «ФосАгро» доказывает, что реализацию этой задачи сложно представить без участия крупных индустриальных компаний, которые должны максимально оперативно реагировать на тренды рынка труда и адаптироваться к ним, — подчеркнул генеральный директор «ФосАгро» Андрей Гурьев.

При этом глава компании отнюдь не голословен. За последние три года на предприятия «ФосАгро» вернулись более 50 закончивших профильные вузы выпускников «ФосАгро-классов». С каждым годом их количество растёт, а это значит, что модель «Школа-колледж/вуз-предприятие» доказывает свою эффективность.

Все начинается с «ДРОЗДа»

Накануне пленарного заседания сенаторы в сопровождении руководства «ФосАгро» и КФ АО «Апатит» познакомились со всеми благотворительными проектами компании, сосредоточенными на образовании и профориентации. В частности, они побывали и в молодёжно-культурном центре «ДРОЗД» — новом доме, объединившем под одной крышей все спортивные секции и творческие студии, открытые в Хибинах, в рамках проекта «Детям России — образование, здоровье и духовность». Именно здесь маленькие северяне не только имеют возможность заниматься спортом и творчеством, но и впервые знакомятся с корпоративной культурой и ценностями «ФосАгро».

По словам заместителя председателя совета директоров компании Андрея Григорьевича Гурьева, инициатора создания проекта, главной его целью было дать детям и подросткам возможность для занятий спортом и дополнительного образования, оградить их от влияния улицы в непростые времена начала нулевых. За основу в разработке методик «ДРОЗДа» был взят опыт школы «Самбо-70».

— В 2001 году филиал школы «Самбо-70» открылся в Апатитах. Это был первый шаг к старту нашего большого проекта, начало создания нашей образовательной модели. Вместе мы разработали методики, на которых и сегодня эффективно строится работа центров «ДРОЗД», — рассказал сенаторам Андрей Григорьевич. — «ДРОЗД» родился здесь, в Заполярье. Прошел проверку на прочность. А затем шагнул в Череповец, Балаково и Волхов. Сейчас это ключевой социальный проект «ФосАгро», в рамках которого дополнительное образование совмещается с профориентацией, занятиями физической культурой и спортом, а также духовно-нравственным развитием подрастающего поколения. Многие выпускники ДРОЗДа сегодня работают в «ФосАгро»: это прекрасные специалисты и замечательные люди.

Сенаторы познакомились и с филиалом МАГУ в Кировске, где благодаря масштабной программе сотрудничества с КФ АО «Апатит», создано современное образовательное пространство, и даже оценили условия труда, где работают выпускники колледжа, спустившись на горизонт +68 метров Кировского рудника.

Передовые позиции

— Мы ознакомились с теми практиками, которые сегодня есть в Мурманской области именно по профориентации, по поддержке подготовки кадров. С опытом ребят, которые закончили «ФосАгро-классы», подшефный колледж и вуз и начали свой трудовой путь на предприятии. Пример этих молодых людей говорит, что эта программа эффективно работает, — отметила, комментируя итоги работы комитета в Кировске, его председатель Лилия Гумерова.

Сенаторы в проекте итогового документа заседания рекомендовали правительству России учесть опыт образовательной модели «ФосАгро» при формировании образовательно-производственных кластеров в ключевых отраслях.

— С учетом специфики комитета мы сконцентрировались на государственно-частном партнёрстве, которое реализуется в сфере образования, и прежде всего в области профессионального образования. Скажу без преувеличения, что этот опыт здесь, в Кировске, совершенно точно на передовых позициях. Он опережает те наработки, которые существуют в других субъектах федерации. Мы убедились в том, что образовательная модель, благодаря которой вчерашние школьники поступают в профессиональные училища и вузы и остаются работать, строить карьеру в своем регионе, работает на деле. И главная наша рекомендация в адрес правительства и в адрес федеральных министерств будет заключаться в том, чтобы самым внимательным образом этот опыт изучить, освоить и распространить, — подчеркнул заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачёв.


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов