Первый автомобиль, первое ДТП, первое такси и планы на первый автобус в Апатитах

Первый автомобиль в России — французский Panhard et Levassor — появился в 1891 году в Одессе, а первым отечественным автомобилистом стал редактор газеты «Одесский листок» Василий Навроцкий. Спустя четыре года, в 1895 году, первую машину увидели жители Санкт-Петербурга; в 1899 году автомобилизация добралась до Москвы, в 1904 году — до Самары, а всего спустя два года, в 1906 году — и до Апатитов.

К сожалению, определить марку машины по архивному фото (см. заглавную иллюстрацию к материалу) вряд ли получится. Несомненно одно: это — старая модель, выпущенная в 1890-х годах и ставшая древностью задолго до того, как её апатитские хозяева совершили первую поездку по улицам города.

Появление самобеглой коляски вызвало в тихом провинциальном городе настоящий переполох. В 1906 году «Апатитские уездные ведомости» посвятили автомобилю свыше полусотни публикаций. В одной из них, в частности, ехидно сообщалось, что управлявшая машиной жена местного купца первой гильдии Елизавета Станиславовна Феоктистова (на фото), перебрав со спиртным, устроила то, что сейчас назвали бы дорожно-транспортным происшествием.

— Выйдя из ресторана при гостинице «Аметист», мадам взгромоздилась на свое механическое чудище и, взревев мотором, устремилась в сторону Красной Горки (ныне площадь Геологов — Прим. авт.), — описывает случившееся репортёр издания. — Мчась на моторе, она на полном ходу въехала на тротуар и влетела в витрину кондитерской «Медоус» (ныне кафе «Джага» — Прим. авт.). Кондитер теперь будет должен заменить витринные стёкла.

Заметки о том, какое наказание понесла Елизавета Станиславовна за пьяную езду, в подшивке «Апатитских уездных ведомостей» обнаружить не удалось. Во время известного пожара 1909 года, разрушившего здание городского архива, часть уникальных исторических материалов бесследно сгорела. Однако известно, что в 1910 году, когда в Апатитах появился первый таксомотор, полицейские уже начали наказывать водителей за нетрезвую езду.

Первый автомобиль, первое ДТП, первое такси и планы на первый автобус в Апатитах

Таксист Елпидифор Кривозубов (на фото — за рулём), по пьяной лавочке опрокинувший авто с пассажиром, апатитским нотариусом, был приговорен в соответствии со статьёй 474 Уголовного уложения Российской Империи к двум дням ареста и штрафу в размере 25 рублей.

Кстати, коль уж речь зашла о деньгах, приведём и расценки на поездку в такси по Апатитам начала двадцатого века.

— Плата за езду по 8 рублей в час или по 40-50 копеек за версту кажется весьма высокой, и желающих выкидывать деньги на красивую забаву почти не находится, — писали летом 1910 года «Апатитские уездные ведомости». — Гораздо легче с деньгами расстаются подвыпившие гуляки, и потому механические извозчики стоят, ожидая клиентов и лузгая семечки, в основном у городских кабаков.

Сколько же стоила сама машина? Первая реклама автосалонов появилась в «Апатитских уездных ведомостях» лишь в 1913 году, когда в городе открылось представительство американской компании «Форд». В большом, специально для этого построенном доме на улице Богоявленской (ныне Козлова — Прим. авт.) всем желающим предлагали приобрести (цитата) «спортсменские и дорожные легковые автомобили». Спортивная модель стоила 2293 рубля, пятиместный фаэтон — 2440 рублей, шестиместная карета повышенной комфортности — 3300 рублей. В рекламе сообщалось, что все модели оснащены четырехцилиндровыми моторами мощностью 22 лошадиные силы и могут развивать скорость до 75 вёрст в час.

Говоря про зарождение автомобилизма в дореволюционных Апатитах, нельзя не вспомнить и про общественный транспорт. Попытки создать первую маршрутную сеть предпринимались ещё в начале десятых годов прошлого века. Гласные (тогда так называли депутатов — Прим. авт.) апатитской городской Думы разработали проект развития омнибусного сообщения, для чего планировали закупить двадцать омнибусов Laurin&Klement. В подшивке «Апатитских уездных ведомостей» сохранилась иллюстрация, позволяющая увидеть модель DO — её и собирались приобрести для нужд города.

Первый автомобиль, первое ДТП, первое такси и планы на первый автобус в Апатитах

Увы, этим планам было не суждено сбыться. С началом первой мировой войны компания Laurin&Klement свернула своё представительство в Российской Империи. Страну же охватил финансовый кризис — какой уж тут общественный транспорт! Затем последовала Октябрьская революция, ну а что было потом — вы и сами прекрасно знаете.


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов