Новый театральный сезон в Апатитах открыла «Академия»
На недавно состоявшемся дне открытых дверей в апатитском ДК театральная студия «Академия» выступила с постановкой «Ворона обыкновенная». Этот спектакль труппа «обкатывала» ещё до периода отпусков и вызвала у зрителей, по большей части молодёжи, горячий отклик — и неудивительно, ведь пьеса затрагивает актуальные, острые проблемы, с которыми сталкивается любой подросток.
Режиссёр-постановщик спектакля Олег Куртанидзе, он же художественный руководитель театральной студии, признаётся, что всегда берёт для постановки материал, где есть герой, в чём-то не похожий ни на кого и отстаивающий своё право на место под солнцем. Вопрос внутренней свободы личности особенно привлекает режиссёра — на сцене снова и снова проигрываются смелые сюжеты, с тяжёлой борьбой и непременной победой в финале. Олег Амиранович признаётся: это потому что ему самому не хватает этого в жизни.
Театр — именно то место, где можно почувствовать себя свободным: на один вечер отказаться от скучной повседневной одёжки среднестатистического гражданина и, примерив, скажем, камзол и шпагу, вдруг перевоплотиться в шекспировского героя. И каждый, кто единожды вышел на сцену, снедаемый волнением и на поклонах испытавший сладкий звук оваций — уже навряд ли сможет отказаться от этого!
Олег Куртанидзе работал по приглашению во множестве театров страны, от Калининграда до Твери — по «театральному хребту», что расположен вдоль Волги, и поставил за всё время более сотни спектаклей. В Апатитах, по словам режиссёра, очень благоприятная почва для творчества. Объясняет он это в первую очередь прекрасным культурным ресурсом: в нашем регионе очень чистая речь, практически лишённая говора, так характерного для многих регионов страны. Во-вторых, два местных театральных анклава — Мурманск и Петрозаводск — находятся довольно далеко, и юг нашей области не охвачен. Поэтому, возвратившись в Апатиты, режиссёр строит здесь свой, авторский театр. Несмотря на то, что существует он в формате самодеятельной студии — это неважно, потому что качество постановок зависит от профессионализма руководителя, а Олег Амиранович — выпускник ГИТИСа и имеет как актёрское, так и режиссёрское профессиональное образование. И название, которое теперь носит его студия, говорит именно о том, что преподаёт он своим ученикам по академической системе. Ребята осваивают ту базу, которую проходят на первом курсе театральных вузов — это действия с воображаемыми предметами, занятия по сценоречи и сценодвижению. «Без этой базы будет сплошное кривляние, а театр такого не прощает — зрителя не обманешь», — говорит Олег Куртанидзе.
Чтобы ставить спектакли, его ученики должны быстро освоить основы актёрского ремесла, и здесь помогает разработанный самим режиссёром авторский экспресс-метод «Маска мастерская» — он направлен на то, чтобы всего за пять дней помочь раскрепоститься и снять психологические блоки, мешающие проявиться творческому потенциалу, который, в принципе, заложен в каждом.
— Они сразу должны понимать, что это не романтика, играть здесь ничего не надо — здесь надо думать и действовать, — рассказывает режиссёр о своей работе с учениками. — А всё остальное — для зрителя: музыка, костюмы, декорации. Актёр должен затрачивать свою энергию, существуя на сцене, и метод нацелен именно на то, чтобы вскрыть эту творческую природу.
При этом ребята в театре выполняют разные функции — от бутафора и реквизитора до заведующего труппой и помощника режиссёра. В создании спектакля участвует весь коллектив.
На занятия ученики Олега Амирановича ходят как на праздник, даже между репетициями — пообщаться, попить чаю в компании. И это притом, что в труппе царит строгая дисциплина и есть свой особый закон — подчинение авторитету мастера и взаимоуважение. В театре ребята получают хорошую школу этикета, там им прививается вкус, они учатся думать над ролью — важный аспект психологического театра, и всё это необходимые в социуме навыки.
— Я понял, что нужно делать многоступенчатую систему обучения театральному искусству — буквально от пяти-шести лет до двенадцати, а потом наступает подростковый период, и в это время занятия в студии как ничто лучше помогает эту бушующую энергию направить в творчество, — рассказывает Олег Куртанидзе. — А театр, помимо того, что это высокое искусство, это ещё и серьёзная дисциплина, и воспитывает понимание того, что это коллективное творчество, не позволяет быть разгильдяем и эгоцентриком.
К слову о дисциплине, можно отметить такой интересный факт из его творческой биографии, как опыт работы совместно с органами УФСИН — режиссёр поставил спектакль «Макбет» в колонии-поселении, где актёрами выступили отбывающие там срок, а исполнительница главной роли даже отказалась от УДО — не могла пропустить премьеру!
О своих нынешних учениках Олег Амиранович говорит, что через короткое время результат его стараний уже ощутим — возвратившись после летних каникул, он отмечает, что ребята не теряли времени зря: кто-то занимался речью, кто-то прочитал специальную литературу. Качественные изменения произошли почти у всех. Исходя из этого, уже можно ставить большие цели в плане серьёзных постановок, уверен режиссёр.
«Пробовали рисовать природу, но зацепили гаражи»: выставка необычных пленэров открылась в Мурманске
Ремонтник в Кировске скончался от потери крови после пореза пилой
Военнослужащий из Печенгского гарнизона осужден за уклонение от службы на 8 лет
Чаще всего — коммунальные проблемы: Игорь Морарь рассказал на что жалуются депутатам
Туристу холод не помеха: купальный сезон в Териберке продолжается