Новому паркету из ясеня в танцзале ДК Апатитов предсказали срок службы — сто лет

Василий Войнов — тот самый мастер, под руководством и постоянным контролем которого в танцевальном зале апатитского ДК положили новый паркет. Нерядовая история прихода в профессию, доскональное знание своего дела и ставка на авторитет — вот о чём рассказал мастер в интервью «ХибИнформБюро».

— Давайте начнём с главного: вы заменили паркет, который долго служил дворцу культуры и был его визитной карточкой, на нём танцевали пары с мировыми именами. И, судя по всему, сделали покрытие лучше, чем прежнее?
— Когда мы увидели заявку, а в ней фото старого паркета, наши заказчики ещё сами не понимали, что им нужно, какие породы дерева потребуются. «Надо то, что будет выглядеть так же. Дайте совет!» Здесь нужно, чтобы порода дерева была долговечной и износостойкой, не берёза. Прежний паркет как раз наполовину из неё, с применением дуба, там вообще разные породы были.

— А пролежал около тридцати лет.
— Но не триста лет! Хотя делали умельцы. Это был модульный паркет, сделанный по щитовой технологии — без основания, покрытие лежало на балках, под ними — пустоты. Сейчас так уже не делают, разве что в крайних случаях, если где-то могут не выдержать перекрытия и нужен лёгкий паркет. А здесь потребовалось жёсткое основание: мы не просто поменяли верхний слой, но сделали цементную стяжку, гидроизоляцию, затем положили слой фанеры. Сам паркет полностью из ясеня.

— Почему же он двух цветов?
— Весь ясень, который мы сюда привезли — термомодифицированный. Это новая технология обработки древесины высокой температурой с определённым давлением. У материала меняется структура, он больше не впитывает влагу — не подвержен ни гниению, ни разбуханию. Светлые плашки тоже термомодифицированы, только без изменения цвета. Для работы на большой площади мы всегда так обрабатываем древесину.

Новому паркету из ясеня в танцзале ДК Апатитов предсказали срок службы — сто лет

— А какая здесь площадь зала?
— 650 квадратных метров. Есть мнение, что на большом объекте легче работать, «идёте себе и идёте», но это не так. Оптимальная площадь — 100-150 квадратов. А здесь уже нужно оси совмещать, бордюры делать, различные примыкания между плоскостями. Этих тонкостей обычно не видят, но если мы сделаем без них — сразу будет заметно!

— Кажется, до этого паркет укладывали без таких нюансов.
— Да, а сейчас сделаны даже примыкания к колоннам, не только бордюры по периметру. Мы стараемся придерживаться канонов укладки именно художественного паркета.

— А откуда вы их знаете?
— Это есть в истории, литературе, в сегодняшней практике, всем этим мы постоянно пользуемся и применяем.

— Вы — человек, который полностью погружён в своё дело. Сколько лет вы работаете с деревом?
— С 2002 года. Но вообще у меня нет даже специального образования, я военный связист. При этом работе с деревом мне даже учиться не надо было. История началась так: мой дед погиб на фронте, отец остался сиротой. С войны вернулся сосед, без руки, а был он плотником. И вот отец мой, когда немного подрос, постоянно к нему бегал, смотрел, помогал. Умение обращаться с деревом в него просто влилось. Потом отец пошёл в армию, работал на заводе и своими руками сделал мастерскую, хотя в советское время это называлось нетрудовыми доходами. Я — первый сын, есть ещё две старшие сестры. И сколько себя помню, помню и мастерскую, это было просто само собой разумеющееся — столярка. Знаю и все производственные станки, потому что в шестом классе летом с друзьями работали на большом деревообрабатывающем заводе, колотили поддоны, что-то там строгали, всё запомнилось.

— Но всё равно сначала решили идти своим путём, не по стопам отца?
— Да, когда подрос, заявил, что этим заниматься не буду, хочу «что-нибудь умное делать». Пошёл учиться по специальности «Производство электронно-вычислительной техники», тогда это модно было. Потом — в армию, потом и в ней, и в стране начались сложные времена, по окончании контракта оставил службу. Искал работу, пришёл в узел связи, сказал, что связист — предложили пойти инженером за копейки, на которые едва проживёшь. А потом просто по объявлению в газете «Из рук в руки» пришёл устраиваться столяром. Поспрашивали, что я знаю и умею, так и начал работать двадцать лет назад. За три года стал начальником производства, убедился, что спецобразование мне не нужно: и так знаю всю технологию работы с деревом. Через три года меня пригласили руководить предприятием в Краснодарском крае. А ещё чуть позже учредители переориентировались и предложили мне выкупить производство, я так и поступил.

— И ведёте не только административную работу — лично участвуете в проектах?
— Работаю и как директор, веду в кабинетах переговоры, и в цеху, когда нужно показать, рассказать, научить. Мастерам сложно со мной, потому что нет ни одного вопроса, который я не знаю. И пытаться где-то юлить и хитрить со мной бесполезно, я контролирую всю цепочку производства. Возможно, плохо, когда качество процесса держится на одном человеке, но как по-другому работать, не вникая досконально в свой бизнес, я не знаю.

Новому паркету из ясеня в танцзале ДК Апатитов предсказали срок службы — сто лет

— Вы занимаетесь и частными, и государственными заказами, причём берётесь за большие объекты: наш ДК, областные драматический и кукольный театры. Что для вас сложнее?
— И в частных, и в госзаказах стоим на одной позиции: или мы будем делать хорошо, или вообще не будем браться. Трудности возникают с финансированием, жёсткими сроками и штрафами в госзаказах. Но быстро сложные работы не делаются! И когда нам устанавливают требуемые сроки, я в ответ называю те, которые нам реально нужны. Договариваться приходиться так: в контракте прописываем даты, без которых его не заключить, но я предупреждаю, что буду нарушать сроки, а заказчики будут применять санкции. Но быстрее работу не сделать.

— Есть что-то основное, что не позволяет ускорить процесс?
— Ну, во-первых, дерево нужно высушить. Сейчас никто не держит склады, на которых лежат десятки и сотни кубометров материала — один куб стоит до ста тысяч рублей. Мало кто может позволить себе держать столько денег замороженными. Из одного кубометра получаем в среднем двенадцать досок — выход готового материала в тридцать процентов, остальное кусковые отходы, опил. Такой коэффициент переработки. В танцевальном зале ДК лежит четырнадцать кубометров готовых плашек из ясеня, и стоимость одного такого куба можно смело брать в 250 тысяч рублей. Ещё один важный момент: когда взялись за этот заказ, считали по весенним ценам, а осенью подорожало буквально всё. Но главное, результат мы получили!

Новому паркету из ясеня в танцзале ДК Апатитов предсказали срок службы — сто лет

— Сколько же гарантия на этот новый красивый паркет?
— Пожизненная! Вот пока я живой — гарантия от меня вам есть. В контракте указаны два или три года, но всё это — условные вещи. Если что-то испортилось по нашей вине, всегда приедем и исправим. Я считаю, что этот паркет должен отслужить не тридцать и не пятьдесят — сто лет! Если тут не будут солдаты строем маршировать, то и первая циклёвка понадобится не скоро, мы привезли массив толщиной 22 миллиметра, хотя заявляли 20. Что-то кое-как сделать и потом стыдиться глаза поднять — это не вариант. Своё дело надо любить и понимать, что ты делаешь!


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов