«Научить их обходиться без нас»
В год педагога и наставника продолжаем рассказывать про апатитских учителей. Наша следующая героиня — Наталья Чадова, преподаватель английского языка школы №7.
В 2014 году Наталья Андреевна впервые участвовала в конкурсе профмастерства и заняла третье место, в 2016 году победила в номинации «Дебют» и стала финалистом регионального этапа. В 2022 году Наталья Андреевна выступает в конкурсе педагогического мастерства уже как классный руководитель.
— Свою карьеру учителя я начинала в сельской школе, —рассказала «ХибИнформБюро» Наталья Чадова. — В деревне все всех знают, там с лёгкостью можно организовывать для детей такие занятия, как колядки, костюмированные вечеринки, чайные церемонии. После переезда на север я стала не только учителем, но и классным руководителем у ребят с ограниченными возможностями здоровья. В прошлом году они получили аттестаты, это был мой первый выпуск. И я очень рада тому, что все ребята продолжили обучение.
— И теперь вы снова классный руководитель.
— Да, решила не делать перерыв и снова взяла класс. Дети ещё несмелые, вдохновлять их на участие в разных мероприятиях и конкурсах помогает, в первую очередь, личный опыт. Я много чем увлекаюсь сама, рассказываю им о походах, велопоездках. Очень помогает мотивировать детей похвала, доброе слово в нужный момент.
— При этом работать с детьми с особенными возможностями здоровья достаточно сложно?
— Особенности есть, конечно. Но я делаю акцент на сохранение и физического, и ментального здоровья: учу детей оставаться в контакте с собой, проживать свои чувства, что в современном мире умеет не всякий взрослый. Поскольку у меня дети с особыми образовательными потребностями, достижения мы измеряем не победами и грамотами, а интересом к учёбе, верой детей в свои силы.
— Вы сказали, что все ваши выпускники продолжили учёбу. Куда же поступают сейчас дети с тяжёлыми нарушениями речи?
— Поступить могут туда, куда захотят! Смотря как себя проявят, какие способности раскроют. Отмечу, что руками такие дети просто изумительно работают. Есть ребята, которые работают вместе с учителем технологии и делают восхитительные вещи, которые не всякий взрослый сумеет повторить. А мастерить руками — это ведь тоже сложно, нужно представить и продумать, как будет создана эта вещь.
— Но неудачи бывают у всех — как вы учите справляться с ними детей?
— Нужно учиться эту досаду проживать. Я часто говорю, что если бы я не стала учителем — была бы психотерапевтом. Это очень актуальное направление, я изучаю разные источники, учу детей, да и взрослых находиться в контакте со своими чувствами, уметь понять и проговорить: я злюсь, и злость эта вызвана такими-то причинами. Это действительно важный навык. И часто найти эту причину и понять, почему ты так бурно реагируешь на ситуацию, помогает решить весь конфликт.
— Каково ваше педагогическое кредо?
— Я приведу цитату Карла Отто Конради: «Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться по возможности обходиться без нас».
Мурманская область вошла в 10-ку лучших мест для путешествий по бездорожью
Обвиненный в фиктивных справках для призывников мурманский врач останется на свободе
Угрозы и рыбьи потроха: На Бабикова жители «воюют» с гаражниками из-за мусора
Три человека госпитализированы после ДТП под Апатитами
На перекрёстке Ленина — Профсоюзов в Мурманске снова начали возводить заборы