Мыльные пузыри сменили истинное искусство
Выставка, открывшаяся в библиотеке-музее имени Ларисы Гладиной, не оставляет своих посетителей равнодушными. Наверняка многие из них, глядя на произведения современного изобразительного искусства, вспоминали фильм «1+1» с его потрясающей сценой в галерее: «Вы что, купите эту картину за тридцать тысяч? У чувака кровь носом пошла на полотно, а он просит тридцатку?!»
Может быть, кто-то провёл параллели с фильмом «Выход через сувенирную лавку», где главный герой становится признанным и, главное, высокооплачиваемым художником, не имея для этого никаких данных, просто за счёт стечения обстоятельств и пронырливости. Зрители постарше могли вспомнить и процитировать «Золотого телёнка», где кризис жанра привёл художников к тому, что рисовать картины они стали злаками, а Остап подсказал новую фишку — живописать болтами и гайками.
В мире, где всё уже сказано, спето и снято, большинство деятелей искусства видят только один путь по привлечению внимания зрителей: удивлять и эпатировать. И уж если публика идёт смотреть на выставку Гюнтера фон Хагенса, значит, шалость удалась и безумие стало обоюдным: творцы творят нечто ужасное, мерзкое или примитивное, а передовые ценители признают это за искусство и вербуют адептов в геометрической прогрессии.
Как провинциальной, не имеющей специального образования любительнице живописи мне нечем крыть в споре с современными ценителями, сыплющими словами вроде «иллюстративность», «нео-поп» и «трансавангард». Но я помню тот порыв, который без предупреждения всколыхнул душу до дна, когда за поворотом в Третьяковской галерее мне открылась панорама с Христом и увидевшими его людьми. Загадочным образом стало понятно всё, «что хотел сказать художник», без единого слова: восторг, испуг, недоверие, чудо и благодать, всё — на своём месте и всё напрямую говорит с моим сердцем.
А вот в тех произведениях, что сейчас на пике славы, без закадрового рассказа не обойтись. И даже если он не будет специально разжёван и записан в аудиогид, всё равно взаимосвязь между картиной и действительностью ищет (и иногда находит) мозг, а не сердце, и удовлетворение от просмотра напоминает то чувство, с которым разгадала-таки дурацкий сложный ребус.
То, что сегодня показывается и продаётся в галереях и лофтах современными шарлатанами (зачёркнуто) деятелями искусства, напоминает фокусничанье, а не выметенное вихрем из души и ставшее материальным вдохновение. Довольно глупо, на мой взгляд, с серьёзным видом искать в нагромождении символов, протеста, аллюзий, пародий истинный смысл и рассуждать обо всех этих зубодробительных терминах, если ваша профессия не искусствовед. Но ещё глупее с презрением отмахнуться от всего этого нового, непонятного, дурацкого и смелого как от мусора, не заслуживающего внимания. Как выразилась моя давняя знакомая, искусствовед до мозга костей (эталонный, в костюме-двойке, с пучком на затылке и указкой): «Я иду смотреть на это как на искусство неких малознакомых мне племён. И тогда всё становится жутко интересно!»
***
От редакции. Авторская колонка «Асса-пресс» — для тех, кто хочет отдохнуть от изнанки жизни и телеграфного новостного стиля. С 11 февраля 2019 года выходит на сайте «ХибИнформБюро» по понедельникам.
«Осталось подвести электричество»: в «Ивекта» рассказали о строительстве АЗС в Териберке
Спектакли о русских пользуются успехом в Сербии — артисты Театра в Белграде
Мурманчане могут строить на Яндекс.картах «теплые маршруты»
Олимпийская чемпионка Степанова про Кировск: «Здесь сам Большунов у самого Коростелева выигрывает»
Дорогу в Териберку закрыли до улучшения погодных условий