Легендарный штурмовик времён Великой Отечественной — на дне Имандры, рядом с Апатитами
По крайней мере, это почти подтвердила экспедиция в 1990-х годах. Историю самолёта рассказала кировчанка, которая во время войны была подростком. Причём рассказала её очень благодарному слушателю — Сергею Хитрову, фотографу и увлечённому летописцу региона.
— Это было в 1997 году, когда я работал в «Дважды Два», — вспоминает Сергей Александрович. — Бабушка пришла в редакцию и поведала, что в 1943 году на лёд Имандры приземлился самолёт, не сбитый, из-за какой-то неисправности. К нему сразу пришли военные, сняли вооружение, сам он оставался на льду. А пока собирались убирать самолёт, лёд растаял, и он ушёл под воду.
Услыхав такой рассказ, Сергей Хитров и Фил Кузнецов обратились к Анатолию Островскому, в то время начальнику контрольно-спасательной службы в Кировске. Поскольку это были неспокойные и голодные 90-е годы, он ответил: «Если обеспечите бензином и продуктами, сможем отправить экспедицию».
— Мы все вместе поехали на Имандру, проплывали над местом, которое определили со слов бабушки, каким-то прибором они искали, исследовали дно, — продолжает Сергей Александрович. — Спасатели говорят: «Вроде бы что-то есть». Пытался туда опуститься и водолаз, но на дне сплошной ил — ничего не видно, невозможно обследовать место.
Вернулись ни с чем, и со временем всё забылось, переформировывались службы, менялись руководители, было не до экспедиций и самолётов. Хотя когда Сергей Александрович пару раз пересказывал эту историю некоторым руководителям, особенно под девятое мая, они загорались энтузиазмом: надо попробовать, найти средства! Но дальше слов идея так и не продвинулась. А ещё как-то раз Сергею Хитрову позвонили, толком не представившись, попросили продать информацию — координаты, где предположительно лежит самолёт. Он ответил, что Родиной не торгует, и на этом разговор закончился.
Фотограф-историк продолжил собирать все доступные и не очень сведения, с помощью друзей и коллег делал запрос в архив Северного флота ВМФ России. Оттуда пришёл ответ: «Северный флот во время Великой Отечественной войны в этом районе самолётов из-за поломки не терял».
Оба военных аэродрома, в Африканде и Мончегорске, откуда мог бы подняться загадочный самолёт, относились именно к Северному флоту. Кажется, данным из архива можно бы и поверить, но ведь экспедиция 90-х определила: «Под водой что-то есть!» И для чего женщина преклонного возраста сочинила бы такую историю, да ещё пошла с ней в редакцию газеты?
— По её словам, в Имандре лежит вроде как штурмовик «Ил-2», — уточняет Сергей Александрович. — Ещё эта женщина рассказывала, что видела, как разбился немецкий самолёт, врезавшись в тумане в гору. Они с братом не побоялись пойти туда, она помнит разбросанные по всему склону тела. Вдвоём ребята подобрали пулемёт и пистолет, понесли домой в Кировск. Тащить пулемёт оказалось слишком тяжело, его бросили в речку, а пистолет принесли, но отец всыпал парню горячих и сдал оружие в милицию.
Эта история подтверждается архивными документами: немецкий самолёт поднялся с территории Норвегии, вёз диверсантов, недалеко от Кировска врезался в склон горы, куда детям вполне под силу было дойти. Много лет спустя туда отправился и Сергей Александрович.
— Тоже много чего нашёл: обломки самолёта, пряжки, пуговицы, шлем, обгоревший наполовину, до сих пор у меня в гараже лежит. Видел и человеческие кости, много костей, мы собрали их в пакет, убрали под камень. Хоронить не стали, — задумчиво говорит он.
«Когда кончится война, мы, наверное, скоро забудем, как называли враги наши грозные машины. Мы многое забудем, что было на войне. Они называли их «чёрная смерть». Но те из них, кто останется жив, наверное, не забудут этого названия». Так говорил герой книги Рувима Фраермана про свой «Ил-2».
— Нельзя забывать и нам, поэтому я очень хочу, чтобы снарядили ещё одну экспедицию и поискали этот штурмовик. Его нужно восстановить и оставить как памятник у нас в Апатитах, — считает Сергей Александрович. — Несколько лет назад я был в музее Победы на Поклонной горе, там есть целый цех, который ремонтирует и восстанавливает всякие танки, самолёты, которые им привозят по частям. Хотел дойти до директора с этой информацией, но не дошёл, может быть, неспроста… Может быть, этот самолёт всё-таки будет стоять у нас на площади Геологов или возле вокзала?
«Осталось подвести электричество»: в «Ивекта» рассказали о строительстве АЗС в Териберке
Спектакли о русских пользуются успехом в Сербии — артисты Театра в Белграде
Мурманчане могут строить на Яндекс.картах «теплые маршруты»
Олимпийская чемпионка Степанова про Кировск: «Здесь сам Большунов у самого Коростелева выигрывает»
Дорогу в Териберку закрыли до улучшения погодных условий