Девиз учителя: «Жизнь меняется, надо следовать за ней!»
Наступивший год объявлен Годом педагога и наставника. В жизни каждого из нас учителя сыграли большую роль (а для родителей школьников они остаются почти такими же значимыми). «ХибИнформБюро» начинает серию публикаций об апатитских педагогах — замечательных и трудолюбивых, понимающих и снисходительных, эмоциональных и сомневающихся — словом, о людях, которые ничем не отличаются от нас с вами, кроме преданности одной из самых трудных профессий.
Ирина Васильева, учитель русского языка и литературы школы №14, родилась в Ковдоре, окончила Мурманский педагогический вуз и приехала устраиваться в школу в Апатиты — вслед за любовью всей жизни.
— Мы были первым выпуском, который не получил распределения на работу, — рассказала «ХибИнформБюро» Ирина Владимировна. — И вообще-то все этому радовались: не хотелось уезжать, например, в школу в Краснощелье. В Апатитах ко мне отнеслись внимательно, помогли определиться с работой.
— Почему вы вообще выбрали эту стезю?
— Мой дед по отцовской линии был учителем истории и географии, он окончил институт имени Герцена, по распределению работал в Кузомени. Перед началом войны уже был директором достаточно большой школы, хотя ему исполнилось всего 34 года. Согласитесь, замечательный вдохновляющий пример. Отец мечтал, чтобы я стала учительницей, да мне и самой этого хотелось. У меня в школе тоже был прекрасный педагог, Нелли Николаевна Трубина, она не так давно ушла на пенсию. Как и большинство будущих учителей, я играла в школу, был у меня журнал, в котором были записаны все одноклассники. Если с девчонками ссорились, я им там двойки выставляла.
— Когда пришли работать уже в реальную школу, последовало столкновение представлений с реальностью?
— Я тогда была в розовых очках, такая романтически настроенная учительница. Первым местом работы была школа №10, меня там очень поддержали, помогли. Лидия Алексеевна Пискунова ходила на мои уроки, делала очень деликатные замечания, хвалила, говорила, что из меня получится толковый учитель. Крылья вырастали! А потом начались тяжёлые времена, с забастовками и прочим. Я перешла в пятнадцатую школу, там мне тоже повезло с наставниками — Ольга Сергеевна Швецова, Валентина Николаевна Тимофеева. Сейчас я объясняю молодым учительницам: «Наставников надо слушать, они не потому что-то не очень приятное говорят, что хотят вас обидеть — им нужно, чтобы вы переняли правильные вещи!»
— Когда же вы перешли в четырнадцатую школу?
— Четырнадцать лет назад — и ни разу не пожалела. Это был новый опыт: и с детьми с особенностями речевого развития поработала, и со старшеклассниками, здесь мне уже доверили выпускников.
— Мой любимый вопрос: что вы скажете о разнице между поколениями?
— Вот сейчас часто говорят — дети другие, совсем не читают. Может быть, раньше любителей книг было больше, но нельзя сказать, что их нет вообще! Сейчас есть читающие дети, и в этом году у меня одиннадцатиклассница составляла для себя такой план на год, в котором был и список книг. Я не всё из него читала и даже слышала. Да, может быть, нам хотелось бы, чтобы они чаще выбирали классику, но всё же главное, что книги многим современным детям нужны.
— Как же преподавать им литературу, если они не хотят читать произведения по программе?
— Надо новые методы искать! Как-то один методист сказала: «А вы найдите такой эпизод в романе, из которого можно будет вытащить всё!» Конечно, это непросто, но жизнь меняется, надо следовать за ней.
— А не возникало ли хоть раз мысли: «Да гори оно всё синим пламенем, я поменяю профессию»?
— Нет. Вместе со мной работал Виктор Васильевич Заворотный, и он как-то раз сказал: «Вот если у вас настанет момент, когда в августе вам не захочется идти в школу — значит, пора уходить».
— И такого никогда не было?
— Нет. В июне мы все уставшие, о детях и уроках не думаем, конечно. Но в августе уже хочется в школу, и ты ещё в отпуске — а уже идёшь в кабинет, там надо как-то порядок навести, что-то принести, подготовить… Виктор Васильевич очень верно сказал.
— Что самое приятное для вас в вашей работе?
— Во-первых, ты каждый день общаешься с людьми, нет рутины, все уроки разные. Во-вторых, никто не получает столько любви, сколько учитель! Даже самых строгих всё равно кто-то любит. Ещё дети могут задавать такие неожиданные вопросы, которые тебя поставят в тупик, заставят о чём-то задуматься, взглянуть на привычное с новой стороны. Это очень живая работа.
«Пробовали рисовать природу, но зацепили гаражи»: выставка необычных пленэров открылась в Мурманске
Ремонтник в Кировске скончался от потери крови после пореза пилой
Военнослужащий из Печенгского гарнизона осужден за уклонение от службы на 8 лет
Чаще всего — коммунальные проблемы: Игорь Морарь рассказал на что жалуются депутатам
Туристу холод не помеха: купальный сезон в Териберке продолжается