Что такое поэзия в кадре – рассказал питерский стрит-фотограф
На большом экране в апатитском молодёжном центре транслировались различные фотографии. Каждая поражала своей простотой и в то же время оригинальностью. Как будто случайно один предмет, наложенный на другой, создавал фантастическую картинку, хотя в кадре не происходило ничего сверхъестественного — просто улица, просто прохожий, просто с головой рыбы… Ах, да ведь это страница журнала с «рыбной тематикой» на первом плане закрыла реальное лицо нашего прохожего!
Александр Дрожжин приехал в Апатиты с лекцией об уличной фотографии со своей напарницей и слушательницей его курсов Оксаной Быстровой, нашей землячкой, переводчиком, которая серьёзно увлечена фотографией.
По первой профессии инженер-математик, Александр больше десяти лет назад свернул с пути цифр и логики в этот иррациональный мир, где можно задержать мгновение и наделить его каким угодно смыслом. Начиная как простой фотолюбитель на курсах в ДК имени Ленсовета, продолжил своё обучение у известного фотохудожника Александра Петросяна, тогда у начинающего фотографа появился интерес к репортажу. Потом были разнообразные мастер-классы и курсы, в итоге приведшие Александра Дрожжина на фотофакультет имени Гальперина — в этот период он сделал первые осознанные шаги в этом жанре.
— Уже обучаясь, я понимал, что мне близка фотожурналистика, но больше тянуло к уличным сценкам, которые я снимал, будто репортаж, — рассказывает Александр. — Фотографии больше хотели что-то рассказать, а не вызвать визуальный восторг.
В июне 2017 года он возглавил интернет-сообщество «Strada BLOG — журнал о серьёзной фотографии», которое популяризирует уличную фотографию, а в декабре организовал фотовыставку 50 работ в жанре уличной фотографии «Strada BLOG. Street Photo», получившую хорошие отзывы от настоящих профессионалов этого вида искусства.
Однако среди искренних поздравлений и громких комплиментов его творчеству выделялся один человек. Как вспоминает Александр, человек сказал: «Есть пара-тройка неплохих работ. Остальные…» Так Александр Дрожжин познакомился с уникальным фотохудожником Ильёй Штуцей, и эта встреча изменила всю его дальнейшую жизнь, уже неразрывно связанную с фотографией. В их беседе Илья говорил обо всём, что «над» темой – о психологии, философии, литературе — только не о самой фотографии и процессе её создания.
— Мир перестал быть прежним. Из фотографии ушёл нарратив — его место заняла визуальная составляющая, — говорит Александр.
Используя весь свой накопленный опыт и некоторые знания психологии, Александр Дрожжин создал обучающий курс «Поэзия уличной фотографии». С лекцией из этого курса стрит-фотограф и приехал на Север.
Увы, немногочисленная аудитория в молодёжном центре смутно представляла, что такое уличная фотография. Логично подумать, что — сделанная на улице, вроде как на ходу. Но дело не только в этом, это далеко не конкретный жанр, и границы её определения весьма размыты. Часто её можно спутать с репортажным фото, однако их отличает главная составляющая — это контекст. У репортажной фотографии обычно есть цель, она сообщает зрителю о каком-то событии, причем вполне ясно, без разночтений. Если же мы посмотрим на уличную фотографию, то увидим приключения цвета, формы, фактуры — причудливые, зачастую неочевидные их сочетания и контрасты. Это могут быть какие-то фрагменты фигур, части тела, и все эти «пазлы» складываются в какую-то необычную картину. Удивительно, что абсолютно лишённая сюжета сцена из повседневной жизни — скажем, городской улицы, — выхваченная под определённым ракурсом одним кадром фотографа, вдруг рассказывает нам о героях этого фото. В жизни мы никогда бы не обратили на них внимания, но на снимке эти люди или детали нам предельно интересны, с фото мы считываем целую историю, причём каждый свою.
Александр Дрожжин показал работы ярких представителей направления — от человека-легенды Анри Картье-Брессона, отца фотожурналистики и основателя жанра уличной фотографии, до современных выдающихся мастеров из «Magnum Photos», самого известного и престижного в мире международного фотоагентства. Встреча не ограничилась одним увлекательным рассказом — Александр постоянно был в диалоге с участниками, отвечал на вопросы и сам их задавал — интересовался, что они видят на той или иной фотографии, какие эмоции и ассоциации возникают у них при просмотре. В коротких видеороликах предложено было определить, что же там заснято, и многие удавалось «расшифровать» только при продолжительном рассмотрении и отъезде камеры. И вот, из причудливых контуров, которым мозг силился подобрать подходящее определение (например, из многопозвонковой фигуры «Чужого»!) вдруг прорисовывалась гора вполне себе прозаичных, сцепленных между собой вилок, ложек и ножей…
Такова «поэзия кадра» — как Александр называет этот создаваемый фотографом эффект, воспринимаемый зрителем в первые секунды созерцания. Ведь поэзия далеко не ограничивается только литературным проявлением — она есть и в музыке, и в наборе визуальных образов, которые рождаются в воображении художника и воплощаются в фотографии.
Есть меткое высказывание британского стрит-фотографа рекламы и дизайна Ника Тёрпина о том, что снимок, сделанный на улице, — это кадр из кинофильма. Мимо этих «декораций» мы проходим каждый день, но каждый день меняется «сценарий» — постоянно новое действие разных людей, «актёрский состав» — прохожие, настроение «режиссёра» — наше собственное. Даже накрапывающий дождик уже полностью меняет мизансцену… В финале встречи Александр поделился самыми свежими фотозарисовками, которые он сделал накануне, гуляя по улицам Апатитов, и у зрителей не осталось сомнений, что и в нашем городе каждый день можно делать интересные художественные кадры своего собственного «кино»!
«Квест на выживание»: жители Ревды жалуются на холод в салонах рейсовых автобусов
«Яд и вред для природы»: улицы Мурманска вновь посыпали агрессивными реагентами
В Мурманске насчитали 174 ресторана и 23 столовых
«Затянул узел на шее»: жестокий хозяин пса Тора из Апатитов едва не задушил питомца
Автомобиль загорелся рядом с жилым домом в Мончегорске