Бывшей «Дружбе» хотят вернуть вывеску. Как центр «Сияние» сохраняет историческое наследие Апатитов
Два дня резидент ЦСИ «Сияние» Лиза Воронина (Санкт-Петербург) провела с посетителями центра. Она провела лекцию, посвящённую memory studies — исследованиям исторического сознания и коллективной памяти отдельных социальных групп и человечества в целом и его влияния на современную жизнь. А следом за ней — и прогулку по Апатитам в поисках артефактов советской эпохи, запечатлённых в городской архитектуре.
— Для меня было интересно узнать, что есть такое направление в искусстве, потому что кажется, память — это что-то, связанное с историей, и, по сути, этим занимаются историки, но оказывается, не только они, — делится впечатлениями от встречи Полина, постоянная участница мероприятий ЦСИ. — Лиза очень много и увлечённо рассказывала, приводила примеры, но, наверное, для меня бы так полно не раскрылась эта тема, если бы после теории-лекции наша прогулка не стала практикой.
Экскурсионный маршрут Елизавете помог составить координатор центра Сергей Данилин, и группа участников двинулась от ворот санатория «Изовела», где и дислоцируется центр современного искусства. Путь пролегал вдоль улицы Северной, там экскурсанты остановилась у ничем не примечательного вроде дома, с типовой «Пятёрочкой» и пунктом выдачи товаров известного маркетплейса. Однако над их торговыми вывесками виднелась претерпевшая испытания временем — в несколько десятилетий — растяжка с популярным в конце 70-х лозунгом: «Охране природы — всенародную заботу!». В те годы в этом доме располагался магазин «Северное сияние», где можно было купить к обеду свежую и даже живую рыбу.
Далее поднялись к библиотеке имени Ларисы Гладиной, которая уже совсем скоро предстанет в отреставрированном, но при этом бережно сохранённом первозданном виде, и проследовали по улице Ленина. Там вспомнили «Силуэт» и особенно «Дружбу» — культовый для города магазин, который пал в наше время под натиском торговых сетей. Однако в памяти горожан это место так и остаётся с прежним названием, и местная автобусная остановка тому доказательство: «десятка» от «Дружбы» ходит в обе стороны своего маршрута. Небольшой спойлер от ЦСИ: вполне вероятно, что на доме скоро воссоздадут вывеску — точную копию прежней, от которой на углу дома остались вертикальные направляющие для букв.
Остановились и у стенда рядом с перекрёстком возле гостиницы «Аметист». На нём сейчас вместо афиш — замечательный коллаж из ретро-фотографий с видами города 60-70-х.
Среди прочих канувших в Лету архитектурных особенностей, обратили внимание на фото высокой стелы, которая была выполнена из стекла и металла. Позже её значительно укоротили в целях безопасности, и теперь от неё остался металлический каркас возле барельефа, посвящённого строителям, что в парке «Огни города».
Потом прогулка продолжилась по Академгородку: каток, который заливают и по сей день, тоже имеет солидную историю, а один из участников, Александр Зайцев, вспомнил, что в его детстве, когда город только начинал строиться, в одном из домиков показывали кино.
Спустившись к пятой школе, рассмотрели на её здании мозаику «ВЛКСМ», которую отчистили, и она как будто получила вторую жизнь, сияя красными фрагментами в лучах весеннего солнца.
Интересный объект неподалёку от школы привлёк внимание группы — бетонные плиты, выстроенные вкруг. На первый взгляд совсем непонятно, что это за «Стоунхендж» такой, или просто перегородка для мусорки? Подойдя ближе, разглядели на них забавные и трогательные мозаики сказочных героев — облупившиеся со временем и вызывающие теперь не радость детства, а щемящее чувство заброшенности. Здесь, оказывается, когда-то были карусели, как вспомнил участник прогулки Роман.
В одном из дворов группа осмотрела «настенную живопись» — элемент так называемого «ЖЭК-арта»: причудливые животные, то ли кошки, то ли рыси, что-то лубочное проглядывало в их изображении. Однако один из участников — художник, высказал своё мнение, что данное «украшательство» нисколько не на пользу облагораживанию дворовой территории, потому что картинки не соответствует архитектуре здания, и выглядят здесь неуместно.
— Я думаю, что многие люди настолько привыкли к тому, что всё сделано абы как, — говорит об этом моменте Полина. — Допустим, если в советское время это была типовая застройка, то потом, в девяностые годы, когда уже не было финансирования, всё это начало делаться руками, так скажем, обычных жителей-энтузиастов на основе старого с привнесением нового. И получалось этакое наслоение и какое-то отсутствие порядка и возможностей… Это заставило меня задуматься и даже пересмотреть какие-то свои взгляды на окружающую действительность — и в плане того, что я вижу на улице, и даже в плане того, что я вижу в своей квартире.
К слову, центр современного искусства «Сияние» разработал уникальный «Путеводитель по Апатитам» — брошюры можно свободно получить в гостинице-санатории «Изовела».
Он включает в себя три маршрута: обзорный (неполный, но интересный список доступных достопримечательностей города), «Современное искусство» (он познакомит с работами современных художников в городском пространстве) и «Монументальное наследие» (здесь всё понятно уже по названию).
Обвиненный в фиктивных справках для призывников мурманский врач останется на свободе
Угрозы и рыбьи потроха: На Бабикова жители «воюют» с гаражниками из-за мусора
Три человека госпитализированы после ДТП под Апатитами
На перекрёстке Ленина — Профсоюзов в Мурманске снова начали возводить заборы
«Фермент вырабатывается самостоятельно»: Хорошие новости о маленьком северянине с синдромом Гурлера