Бюрократия с человеческим лицом

В очень стародавние времена, когда в памятной всем организации «Апатиты-Комфорт» сотрудники ещё вели учёт граждан по месту жительства, на одной из белых кабинетных дверей красовалась размашистая надпись: «Чиновники — проклятие России».

Те, кому доводилось стоять в узких, душных, переполненных сердитыми людьми коридорчиках в ожидании выдачи заветной справки формы №9, а потом возвращаться домой ни с чем из-за какой-нибудь неправильно вписанной в предшествующем заявлении буквы, от души соглашались с красноречивой надписью. Как-то раз мне пришлось испытать на себе утончённое чувство юмора «чернильных душ»: муторные и подробные образцы заполнения документов были приклеены к одному столику, а ручка была прикручена проволокой к другому. И женщина в окошечке не поделилась своей, аргументировав отказ тем, что «Не одну уж унесли». Сходив в магазин за канцтоварами, я заполнила документ и отдала даме все пять приобретённых ручек — просто протянула, хотя хотелось швырнуть.

А потом всё незаметно стало меняться. Портал государственных услуг, который сначала был хром и кос настолько, что даже представители почти молодёжи предпочитали оформлять бумаги по старинке — вживую, вдруг преобразился и стал удобным. Люди за теми же самыми окошечками в зданиях федеральных служб сильно помолодели и подобрели. Лет восемь назад ошибку в одном довольно серьёзном документе на предоставление важной услуги разрешили просто зачеркнуть, объяснив, что этот листок — только для их внутреннего пользования, «Ничего страшного!».

Улыбчивые девушки в отделениях банка и почты подходят и вежливо предлагают людям старшего поколения помочь разобраться с автоматами по оплате. За задержку в оформлении любых документов извиняются и в электронной почте, и затем лично. Двадцать лет назад такие перемены казались решительно невозможными!

— А у нас до сих пор по-старому, как при СССР, — говорит родственница, живущая в краях, которые могут стать частью Российской Федерации. — И всегда так было, сколько я себя помню, шестьдесят лет тут живу. Если надо какую-то бумажку получить в администрации — готовься, выйдешь оттуда с красными щеками, ненавидя всех и вся. Поэтому здесь, у вас, когда помогали маме гражданство оформить, я просто в шоке была! Такие спокойные милые люди, и они же мне ещё и объясняли, как сделать, чтобы вышло проще, быстрее и дешевле!

Поскольку перемены в этой сфере произошли плавно и довольно давно, ценить мы их почти перестали. Но другая знакомая, уехавшая жить на Пиренейский полуостров, довольно долго вспоминала именно это — порядок и гармонию в российских чиновничьих рядах.

— Здесь люди улыбчивые и добрые, общественный климат совершенно не такой, как на родине, — делится подруга. — Но это отражается и на всех остальных сферах — никто ни о чём не парится! И если у нас хотя бы указывают сроки оформления документов, пусть и непомерные иногда, то там о такой практике, судя по всему, даже не подозревают. Три месяца прошло, и никто не знает, что с моим заявлением, где оно сейчас и какая на нём резолюция! (Замечу в скобках: прошло больше полугода, а вовремя начатое оформление «в новую жизнь» всё ещё не закончено.)

Послушав и сравнив, вполне можно проникнуться духом перемен и верой в лучшее. Но больше всего осознанием наступления новых времён накрывает тогда, когда на официальные запросы чиновники разных уровней начинают отвечать не только с юмором и иронией, но и со смайликами, поднимая настроение на весь рабочий день: трудишься и ощущаешь себя человеком.

• • •

От редакции. Авторская колонка «Асса-пресс» — для тех, кто хочет отдохнуть от изнанки жизни и телеграфного новостного стиля. С 11 февраля 2019 года выходит на сайте «ХибИнформБюро» по понедельникам.


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов