В Апатитах учёные рассуждают об этичности использования техники, педагогике и других мирах

В Апатитах проходят Феодоритовские чтения, тема которых — «Кольский Север на пути освоения Арктики». На семи площадках специалисты обсуждают самые разные вопросы и делятся опытом. Не будем пытаться объять и пересказать всё, но представим вниманию читателей несколько тезисов.

Прийти и послушать профессионалов в разных сферах может любой, кто заинтересуется той или иной темой. Педагогов и родителей, которые хотят привить детям любовь к малой родине, может заинтересовать площадка «Нравственное и духовно-патриотическое воспитание учащихся через приобщение к истории и культуре родного края». Юлия Сергеева, учитель из Мончегорска, поделилась своим опытом использование «краеведческого ресурса».

В Апатитах учёные рассуждают об этичности использования техники, педагогике и других мирах

— Невозможно научить понимать и любить историю в отрыве от родного края, поэтому знакомство с прошлым города, области, где живут дети, делает более близким и понятным всё, что происходило в нашей стране, — считает Юлия Олеговна.

Поскольку современным школьникам особенно интересна проектная деятельность, им можно предложить десятки увлекательных тем для исследования. Например, «История страны в названиях улиц города», «Памятные места событий Великой Отечественной войны на карте города». Узнать о том, что происходило много лет назад, через такую «призму», — значит запомнить эти факты, скорее всего, на всю жизнь.

— Краеведение — это краелюбие, — такой максимой Юлия Сергеевна завершила своё выступление.

Несколько сложней для восприятия слушателя без философского образования были доклады в секции о поиске новых подходов в научных исследованиях. Вот одна из цитат — о месте техники в жизни человека.

— Техника – это посредник между миром и нами, и это приобретает всё большее значение, — сказал коллегам Дмитрий Бондарев, кандидат технических наук и философ из Санкт-Петербурга (на заглавном фото). — Когда мы смотрим на прекрасный закат, то хотим не удержать его в памяти, а достаём телефон – техника замещает нашу память. Или наше умение ориентироваться в пространстве, если мы едем на машине по навигатору. Это замещение есть, и оно, конечно, негативное. Но потребность в технике велика. Сейчас идёт специальная военная операция, очень нужен технический подъём в разных сферах. Нам нужно сделать упор на философское осмысление техники. Необходимо сделать её частью мировоззрения — не законодателем, а найти ей особое место и вписать её. Не отвергать, не ставить на первое место, но интегрировать.

О проблеме реальности возможных миров рассказал Александр Секацкий, кандидат философских наук, доцент (Санкт-Петербургский государственный университет). По его мнению, наука до сих пор во всех своих успехах и неудачах предстаёт перед нами как единственный из возможных миров познания.

В Апатитах учёные рассуждают об этичности использования техники, педагогике и других мирах

— Мир, где предварительно приготовленные препараты или раскадровка сущего и происходящего позволяют сравнительно легко перемещаться по полю задач, — сказал Александр Куприянович. — Кант считает, что мы способны познать только явление. Это означает, что мы имеем дело с теми явлениями, которые уже есть, поддаются классификации и так далее. Мы должны совершить несколько преобразований, чтобы невразумительное встреченное сущее перенести в категорию явлений. Мы осуществляем раскадровку мира, выбрасываем всё, что не подходит, и имеем дело с удобными строительными кубиками явлений, проводя с ними привычные манипуляции. Так же делаем и для искусственного интеллекта — он пасётся на том же поле задач, а всё, что не имеет формата задачи или явлений, ИИ недоступно ещё в большей степени, чем нам. Подготовка любого невразумительного встреченного сущего в явление — это подготовка препарата. Биология до сих пор в значительной степени работает in vitro — с извлечёнными тканями, отдельными органами, изолированными от недоступных нам связей. То же в физике — в современных экспериментах экранируются все внешние воздействия, иногда для проведения выбираются подземные хранилища, укрытия. Но от препаратов и явлений познавание может и должно переместиться к иному способу взаимодействия с познаваемым. Где мы, используя иные методы и иной инструментарий, не будем допускать разрушения познаваемых объектов и субъектов. И на мой взгляд, это дело ближайшего будущего.


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов