«Все дети — дети своего времени. И это нужно просто принять»
Эволюция от советского учителя до одного из лучших педагогов по подготовке к ЕГЭ: Анна Плужникова — учитель, не зависящий от веяний времени. В канун профессионального праздника Анна Евгеньевна получила награду от губернатора Мурманской области Андрея Чибиса: многолетний труд педагогов по-прежнему ценится и вдохновляет молодую смену.
— Первый вопрос к учителю почти всегда один и тот же: как вас занесло работать в школу?
— У меня практически все женщины в роду — учителя: прабабушка, бабушка, две тёти, и я не представляла, кем я ещё могу быть. Мы жили в Кировске на Парковой улице, рядом с двенадцатой школой. Там учили детей и тётя, и бабушка, меня часто брали на уроки, поэтому я не могла вообразить себе другой жизненный путь.
— Наверняка в ваши школьные годы встретились и ещё вдохновляющие примеры?
— Я училась в первой средней кировской школе. Русский язык у нас преподавала Муза Михайловна Авенирова. Нам всем очень нравились её уроки, и сама она нам нравилась своим желанием выслушать каждого, независимостью. Думаю, все ученики Музы Михайловны согласятся: замечательный человек, Учитель с большой буквы. Она говорила нам: «Ну как вы можете писать неграмотно, ведь русский язык — он такой родной, он как мама. Вы можете маму не любить? Не можете. И так же не можете не любить язык». И все, кого Муза Михайловна выпускала, знали русский язык отлично.
— Вам не было страшно начинать преподавать такой сложный предмет, как русский язык?
— Нисколько. Я начинала работать в апатитской третьей школе, конец восьмидесятых, девяностые годы — это было время реформ в образовании, время поиска, педагогического в том числе. Мы были молодые, хотелось попробовать новые формы уроков, дискуссии, викторины. Было трудно, но мы держались, старались. Хорошо было. Хотя сложные моменты в жизни тоже случались, я ни разу не задумалась о том, что можно выбрать другой путь, профессию. Даже когда уходила из школы в отдел образования и работала там методистом, выдержала только два с половиной года — и вернулась в школу, в четырнадцатую. И уже двадцать пять лет работаю здесь.
— Серебряный юбилей в одной школе!
— Да, у нас прекрасная школа, знающие талантливые учителя, которые стараются найти подход к каждому ученику. Нашу школу называют «Школой равных возможностей», мы стараемся научить каждого, разглядеть в каждом ребёнке искорку таланта. Думаю, дети чувствуют, что школа — не просто наша работа, а наша жизнь. Здесь работают настоящие подвижники, знающие, справедливые люди. Любовь Александровна Шушкова, Ирина Николаевна Фёдорова — как много они сделали для школы! Рядом с ними нам комфортно. Молодые учителя, которые приходят к нам, имеют все возможности для роста и растут, набираются опыта. Директор Юрий Евгеньевич Каверин — прекрасный, умный, тонко чувствующий человек, настоящий современный руководитель. Наша школа обеспечена самым современным оборудованием, созданы условия для работы учителей — это его заслуга. Несмотря на молодость, Юрий Евгеньевич к нам относится по-отечески, всем старается помочь, если надо, защитить, понять.
— Вы поддерживаете контакт с бывшими учениками?
— Конечно, с большинством. А сейчас я работаю вместе с двумя моими учениками, Володей Колесниковым и Настей Полищук, причём Владимир Егорович меня перерос, он стал завучем, я на них смотрю и любуюсь: какие молодцы ребята мои! В Мурманске работает Маша Косымская, преподаватель физкультуры, и ещё одна наша выпускница Светлана Бичинёва — кандидат филологических наук. Она закончила ЛГУ, защитилась по психолингвистике и сейчас создаёт новый словарь. Мне даже Татьяна Черниговская (советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики — Прим. ред.) написала в социальной сети благодарность «За ученицу, которая умеет мыслить», это было очень приятно.
— Кстати, о соцсетях. Хотя вы стали учительницей ещё в СССР, вы активно ими пользуетесь!
— Да, так получилось. В соцсеть «ВКонтакте» я пришла, потому что ученики меня позвали, после их выпуска мы всё писали друг другу смс-ки, а потом одна девочка говорит: «Анна Евгеньевна, почему вас нет «ВКонтакте»?» А я даже не знала, что такая сеть есть. И зарегистрировалась там по её указаниям, которые слушала по телефону. Прошлым летом мы встретились в Питере, и эта же ученица говорит: «А почему вас нет в инсте?» Я ответила: «Господи, Катя, а это ещё что такое?!» Она мне показала, и я пришла в инстаграм тоже, мне понравилось. В чём-то дети нас перерастают, мы идём за детьми.
— Хорошо или плохо, что сейчас у людей есть такой простор для самовыражения — соцсети всё стерпят?
— Ну, наверное, хорошо, с одной стороны. С другой — такая безудержная писанина говорит о явном дефиците живого общения, живой речи. Плюс особая защищённость автора: то, что он побоится написать под собственным именем, вполне можно выдать под ником. Вот и пишут.
— А у ваших учеников, у молодняка есть стремление — и умение — выражать свои мысли, на ваш взгляд?
— Есть, в некоторых детях это заложено генетически, на неком тонком уровне. Тем более в сочинениях ОГЭ, ЕГЭ надо уметь выражать свое мнение, мы учим этому. А вот раньше дети писали больше стихов, сейчас время, наверное, такое — не до поэзии.
— Вас это не огорчает?
— Все дети — дети своего времени. И это нужно просто принять, тогда всё становится на свои места.
Молочную ферму без коров продают в Териберке за 250 млн
Подключение освещения на трассе в Североморск выполнят до конца года — Минтранс
Реконструкцию Ледового дворца в Оленегорске завершат до конца года
Из Мурманска в Калининград можно будет добраться без пересадки
Участники экспедиции «Россия 360» вступят в «Арктический диалог»