В поисках древних корней. Удивительная лекция в МАГУ

Как аборигены Севера накапливают в организме сон? Чем отличается «любовь» ненецких и чукотских пастухов к своим оленям? Что значит крик «Засобачь!»? Почему Кольское оленеводство можно назвать бизнес-проектом? Как у кочевников проявляется чувство территории? И правда ли, что чукчи всё делают «на соплях»? На фоне юбилея Апатитов и масштабных выборов как-то незамеченным прошло ещё одно событие — визит в наш город известного учёного и кинорежиссёра Андрея Головнёва с лекцией «Антропология движения: северный вектор».

01

Андрей Владимирович — антрополог и этнограф, автор книг и режиссёр, снявший более 10 документальных фильмов, доктор исторических наук и член-корреспондент РАН, редактор исторического журнала, а также музыкант и поэт. Сам он родом из Челябинска, но, как и многие другие, влюбился в своё время в Север. И объездил с этно-экспедициями Северный Урал, Ямал, Таймыр, Чукотку и Якутию, Аляску, Скандинавию и прочие арктические области. В свои почти 60 лет он выглядит на 40, а всё потому, что «заморозил свою молодость» в районах вечной мерзлоты.

Учёный признаётся, что, проведя тридцать лет на Севере, он много чему научился у здешних народов, и сам стал в каком-то смысле северянином. А кино, как он сказал, «был вынужден снимать», потому что далеко не все открытия удаётся передать научным языком — где-то необходимы живые и наглядные примеры.

02

Ответы на все-все вопросы, приведённые в начале материала, прозвучали на встрече с горожанами в апатитском филиале МАГУ. И не только на эти. Профессор рассказал нам ещё массу интересного! О том, что в современной эпидемии сибирской язвы «виноваты» ненцы. А точнее, их олени, численность которых превысила все допустимые пределы. Именно они, в поисках пищи, и откопали из земли древние споры… Или о том, как развивается этнотуризм на Севере, и некогда священные и тайные предметы выставляются аборигенами «за бешеные деньги» напоказ… Или о том, что такое «Движение», и какую роль оно играет в нашей жизни, проявляясь в людских жестах или в музыке… В общем, иной студент-историк на основе одной лекции Андрея мог бы написать пару добротных курсовых работ.

04

04

— Для меня Север — это родная страна! Когда я ступаю на северную землю с вертолёта, меня в буквальном смысле обдаёт свободой! — говорит Андрей.
И нисколько не лукавит. Ведь увлечённость человека видна сразу! Хотя бы по его неутомимости. В студенческом клубе МАГУ этнограф больше часа читал лекцию о северных народах, потом ещё столько же отвечал на вопросы зрителей; а потом вместо того, чтобы идти пить чай, ещё долго рассказывал журналистам разные байки из жизни. Например, о том, как он приманивал к стоянке белого медведя для того, чтоб сделать уникальный кадр: археолог извлекает из земли ископаемый череп медведя, а в это время к нему сзади подходит живой белый медведь и нюхает. Андрей как режиссёр очень хотел снять сцену связи древности и современности. Поэтому он радостно, по-детски, бросался с камерой прямо навстречу мишкам, а те ужасно удивлялись: что это за странный «морж» или «тюлень» в шапке-ушанке, который держит «в лапах» непонятный красный огонёк? «Нормальный зверь себя так не ведёт! Видимо, надо держаться подальше», — примерно так подумали медведи и сбежали от полярной экспедиции.

Ненецких старожилов Андрей тоже удивил – своими песнями, которые он пел им под гитару в чумах! А потом «соперницей» гитары стала кинокамера…

05

В общем, рассказывать можно часами… Но, пожалуй, основная мысль, которую учёный хотел донести до собравшихся: антропология показывает нам самих себя. Когда человек видит древность, он вдруг неожиданно понимает многое и в современной жизни. Осознаёт свои способности и скрытые возможности, которые, если сегодня и не актуальны, вполне возможно, будут в будущем востребованы.


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов