Три дорожные беды: “Мне кажется”, “Наверное” и “Я не знаю”

Иван Чужмар — инструктор по защитному вождению, сотрудник компании «Актив-Безопасность», которая организовывает специальные тренинги для профессиональных водителей. В Апатитско-Кировский район Иван приезжает уже в третий раз — проводит занятия с водителями автобусов, грузовиков и большегрузных карьерных самосвалов. Его очередной приезд в Хибины совпал с серией резонансных ДТП, и мы решили узнать мнение профессионала — как сделать движение на наших дорогах более безопасным?

— Иван, «ХибИнформБюро» часто публикует записи нестандартных дорожных ситуаций, сделанные автомобильными видеорегистраторами наших читателей. После этого в комментариях, как правило, появляются мнения: мол, жители Апатитов и Кировска вообще ездить не умеют, вот бы их в большой город — они бы там сразу кучу ДТП устроили! Вы согласны с этим?

— Что в каждом городе присутствуют свои особенности вождения — это правда. А вот насчёт того, что водитель из маленького города якобы потеряется в мегаполисе… Давайте по-другому сделаем? Возьмём жителя большого города и отправим его на недельку в Кировск. Сможет он сразу здесь уверенно ездить, с таким количеством снега, которого он никогда в жизни не видел?

Ну да, будут трудности, но преодолимые. Я ездил по разным дорогам разных регионов, меня сложно чем-то удивить, поэтому могу сказать точно: в Апатитах и Кировске — точно такие же водители, как и в других населённых пунктах России.

— Я знаю, что вас заинтересовал наш репортаж с места ДТП, где столкнулись четырнадцать машин. Вы даже комментарий к материалу оставили…

— Да. Я прочитал статью, посмотрел видео, почитал комментарии других читателей. И первое, и второе ДТП в этом месте случились из-за того, что передняя машина начала тормозить, а задние машины остановиться не успели. Вывод простой: водители не были готовы к этой ситуации. К ситуации, когда нужно быстро остановиться. Логично?

— Могу сказать одно: когда мы подъезжали к месту аварии, машина даже на скорости 20 км/час не останавливалась. Её несло, а скорость не снижалась. Хотя мы очень аккуратно ехали, знали, что впереди затор, в том числе из-за гололёда и метели.

— Значит, вы ехали слишком быстро. Даже на скорости 20 км/час. При этом стечении обстоятельств — с учётом дорожного и погодного факторов — движение было слишком быстрым. Дорожный фактор присутствует во многих авариях, но на педаль газа в машине нажимает не дорога, а водитель. К сожалению, многие люди считают цифры на дорожных знаках этакой целью: написано сорок — буду ехать сорок. А порой надо двигаться в два, в три раза медленнее.

— Есть какие-то универсальные рекомендации, как выбрать безопасную скорость?

— На занятиях мы советуем курсантам ехать с такой скоростью, чтобы всегда, в любой момент можно было остановиться в свете своих фар. Тормозной путь не должен быть длиннее этого пятна света.

Знаете, из-за чего возникает большинство проблем на дороге? Из-за рассуждений вроде «Мне кажется», «Наверное» и «Я не знаю». Задайте себе простой вопрос: «Впереди меня едет машина, если она резко затормозит, я успею остановиться?» Вы знаете, что там за водитель перед вами, сколько ему лет, какой у него стаж, какая резина установлена на машине, есть ли у него АБС? Когда во время практических занятий мы задаём такие вопросы курсантам, ответ, как правило, один — «Наверное». «Наверное» — очень дорогой способ обучения. Правда, очень эффективный. Я вас уверяю, если мы сейчас снова соберём всех участников аварии на Апатитовом шоссе в одну колонну, они будут держать более эффективную для торможения дистанцию и станут двигаться с меньшей скоростью.

— На самом деле такие «паровозики» у нас редкость. Главная причина аварий с пострадавшими и погибшими — выезд на «встречку».

— Думаете, в других городах по-другому? То же самое. Возьмём типичную ситуацию: водитель вышел на обгон, не справился с управлением, протаранил встречный автомобиль. Если вы спросите его, почему так произошло, ответ будет типичным — «Не хватило места». То есть, проще говоря, он не умеет обгонять. Он этому не научился. Так если ты не умеешь что-то делать — зачем ты это делаешь? Езжай спокойно, не рискуй. Сколько времени он потеряет, если поедет из Апатитов в Кировск, никого не обгоняя? Этого выигрыша хватит, чтобы сигарету выкурить. Стоит это риска? Стоит это того, чтобы обгонять?

— Но ведь бывает и по-другому. Едет человек, не рискует, не обгоняет. Тут со «встречки» вылетает торопыга и приезжает ему прямо в лоб.

— От такого уберечься крайне тяжело. Это так называемое труднопредотвратимое ДТП. Что здесь может помочь? Во-первых, опять же держать дистанцию до впереди идущего автомобиля. Больше дистанция — больше обзор, больше возможности для манёвра. Во-вторых, как бы банально это ни звучало — концентрироваться на дороге, уделять больше внимания. Ведь если водителя заранее предупредить, что в течение ближайшей минуты на него выскочит безумный «лётчик», шансы избежать ДТП возрастут, согласны? Вот так и нужно ездить — максимально собранным. И, в-третьих, самое очевидное: современный автомобиль и правильное использование систем активной и пассивной безопасности. Ехать без ремня — смертельно опасно. Ехать с заглушкой в замке ремня — ещё опаснее, при столкновении вы получите травмы от собственной же подушки безопасности.

— Вернёмся к вашим словам про три источника проблем — «Мне кажется», «Наверное» и «Я не знаю». Откуда это берётся? Ведь в автошколах такому не учат.

— Объяснение очень простое: стадное чувство. Все не пристёгиваются — и я не буду. Все гонят — и я гоню. Все считают, что раз за превышение скорости на 20 км/час не штрафуют, то можно ехать 110 км/час вместо 90 км/час — и я считаю точно так же. А когда на полигоне мы наглядно демонстрируем, к чему это приводит, когда человек с «разрешённым» превышением не успевает остановиться и сбивает макет пешехода — у него включаются собственные мозги. Заставить мыслить самостоятельно, а не бездумно ехать «как все» — это и есть главная задача. В автошколе этому не научат, поэтому выпускникам автошкол я бы посоветовал обязательно откатать индивидуальный курс с грамотным инструктором, который знает толк в своём деле. Чтобы не думали, будто это реклама, сразу расставляю точки над i: в нашей организации сделать этого не получится, мы работаем с юридическими лицами.


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов