Первый самолёт в Хибины из Ленинграда вылетел 90 лет назад
Начало тридцатых годов двадцатого века. Идёт активное освоение Кольского полуострова. Населённые пункты значительно разбросаны, потребности растут, Мурманская железная дорога не справляется с нагрузкой. Остро встал вопрос о налаживании воздушной связи. Об этом рассказывают документы, хранящиеся в Государственном архиве Мурманской области в Кировске.
Первый в Хибинах аэродром соорудили в Тик-Губе — посёлке, расположенном в центре Кольского полуострова, рядом с основными промышленными районами и железной дорогой. При тресте «Апатит» создали авиационное звено. В 1932 году по указанию С.М. Кирова звену выделили три самолёта-амфибии «Ш-2». В народе их прозвали «шаврушками». Первый самолёт прибыл в августе 1933-го.
В конце февраля 1935 года потребовалось доставить амфибию из Ленинграда. Встал вопрос: возможно ли наладить воздушное межрегиональное сообщение с учётом трудных зимних условий, крайне неблагоприятной погоды, на машине, неприспособленной для столь дальних перелётов? Пилот Павел Овчинников и бортмеханик Александр Морозов доказали: возможно!
Пантелей Карпович (по документам и в личном листке учёта кадров — Павел Константинович) Овчинников родился в 1914 году. На момент перелёта ему ещё не исполнилось и 21 года. Самый молодой лётчик Союза уже имел 5,5 лет лётного стажа.
Из Ленинграда «Ш-2» вылетел 24 февраля в 13 часов 48 минут. Приземлился в Тик-Губе 25 февраля в 17 часов 40 минут. Полёт с учётом посадок и стоянок в Кеми и Петрозаводске продлился почти 28 часов. В воздухе машина находилась без минуты девять часов.
Полёты на «Ш-2» разрешались при силе ветра до 9 м/с, а в тот день дуло до 15 м/с. Попутный ветер сыграл «на руку» авиаторам, и до Петрозаводска долетели за 2 часа 12 минут со скоростью 190 км/ч. Переночевав, продолжили путь и через 3 часа 12 минут приземлились в Кеми.
Дальше полёт пролегал по совершенно неисследованной трассе. В Государственном архиве Мурманской области в Кировске сохранены газеты «Кировский рабочий», на страницах которых Павел Овчинников делился своими ощущениями и впечатлениями: «Был сильный туман, приходилось снижаться до 10-12 метров. В районе Кеми компасу ещё можно доверять, а ближе к Хибинам прибор начинает врать так, что им пользоваться невозможно».
Из Хибин телеграфировали о сильнейшей метели, полном отсутствии видимости и совершенной невозможности полёта. Но Овчинников решил лететь: «Я знал, что метель и отсутствие видимости — уже у станции Апатиты, а там я у себя дома и сяду при всяких условиях».
Роль авиаотряда треста «Апатит» трудно переоценить. Во второй половине тридцатых годов его возглавлял С.Л. Сироткин. Архивные документы рассказывают, что авиаторы обеспечивали связь с отдалёнными геологоразведочными партиями, становищами рыбаков и лесопунктами, доставляли заболевших и травмированных лесорубов, геологов в Мурманск и Зашеек, участвовали в спасении папанинцев. В 1938 году сняли с льдины четырёх зверобоев.
Павел Овчинников в те годы впервые совершил три блестящих посадки на озеро Вудъявр, что считалось абсолютно невозможным из-за постоянных вихревых воздушных потоков. Сохранились документы, подтверждающие, что молодой лётчик за успешную работу и проявленное мужество неоднократно был премирован администрацией треста «Апатит».
Павел Овчинников погиб в годы Великой Отечественной войны, защищая Кольскую землю от немецко-фашистских захватчиков.
Термин «Северный морской путь» впервые ввёл в оборот Михаил Ломоносов
В рамках МАФ в центре Мурманска появилась зеленая трава
Новый терминал аэропорта Мурманск откроют в октябре 2025-го
Карелия и Мурманская область работают над возобновлением авиасообщения
65% финансирования реализации мастер-планов опорных городов планируется из внебюджетных источников