Крутить роллы за пятьдесят тысяч или работать на перспективу?

В двух небольших северных городах всё острее ощущается кадровый голод практически во всех сферах. Дело не только в том, что беспокойная молодёжь уезжает: те, что остаются, не хотят начинать с небольшой зарплаты в ожидании каких-то там перспектив.

Есть возможность устроиться на работу методистом и начать с минимального размера оплаты труда. По опыту тех, кто уже трудится в организации, МРОТ получать придётся недолго: если человек научился, относится к работе ответственно и хотя бы немного, но болеет за своё дело душой — зарплату прибавят. «Жаловаться не приходится», — говорят потенциальные будущие коллеги.

Однако зумеры хотят сразу много денег и желательно никакой ответственности, поэтому не парятся и идут в разные «сетки» лепить пиццы или крутить роллы и развозить заказы. Справедливости ради надо отметить, что похожие устремления одолевали многих представителей более старшего поколения, когда они сами были несознательной молодёжью в быстро менявшейся стране, где о перспективах тоже особенно мечтать не приходилось.

И ту же линию поведения можно усмотреть уж совсем в архаичных временах. Диалог рабочего Петрыкина и учителя Нестора Северова: «Ну вот ты со своим высшим образованием сколько получаешь?.. – Сто десять. – А я двести. Будем спорить?..» И зачем Петрыкину учиться и тратить напрасно время?

Но сегодня работодатели — владельцы небольших фирм — сокрушаются, что молодёжь попросту не привлечь и к технической работе, которая не требует изнуряющих усилий и отдельного образования. Например, подключать квартиры к интернету: новичков научат с нуля, во время обучения будут платить классическую ставку «подмастерья» — вдвое меньше нормальной, но потом можно будет взять больше адресов, при желании освоить системное администрирование, добавить часть обязанностей менеджера. Получится универсальный специалист, знающий о своём деле всё и получающий  соответствующую зарплату.

— Не идут, хотя и перспективы у них есть, настоящие профи в нашем деле ценятся, — вздыхает представитель провайдера. — На форуме обсуждали эту проблему, молодняк говорит: платите сразу много, ведь вы не потому ученикам вдвое урезаете, что денег нет, а потому, что не хотите новичку дать полную зарплату. А если сразу шестьдесят, то мы пойдём.

При этом зарабатывать те же «шестьдесят» на трудной, грязной, выматывающей работе они тоже готовы — видимо, ключевое слово «сразу» становится просто волшебным для молодых людей. Пик потребительской активности человека, согласно исследованиям маркетологов и социологов, приходится на возраст между 18 и 27 годами — именно в это время нужнее всего в жизни самые модные гаджеты, топовый шмот и аджастеры с хайлайтерами. Именно в это время трудно задуматься о каком-то там «потом», если жизнь — вот она, бьёт ключом, состоит из круга друзей, вечеринок и покупок.

…Однако те, кто уже в 20 лет думал о возможностях своего ума и склада характера, умел подчиняться дисциплине и трудиться добросовестно, сейчас пожинают плоды. Не задумываясь даже на секунду, автор этих строк может назвать с десяток замечательных, любящих своё дело людей, которые в возрасте всего только 30-35 лет стали руководителями или значимыми людьми в сфере культуры, науки, образования, медиа, спорта, архитектуры — без какой-либо помощи со стороны, только благодаря личным качествам. А начинали с должностей лаборантов, помощников библиотекаря и даже курьеров — только не в общепите.

Можно ли будет забить на образование и саморазвитие на несколько лет, развозя заказы, и потом успеть занять нишу, в которой сможешь применить свои умения или талант? Жизненный опыт тысяч людей показывает, что да — хотя реже и с намного большими усилиями, чем у тех, кто сразу ставил на будущее. Да, если к тому времени более терпеливые ровесники не займут все места, куда может податься 28-летний «новичок» без опыта работы в сфере. Да, если к этому возрасту, когда думать про «здесь и сейчас» станет менее интересно, чем про будущее, ещё останутся силы и решимость для того, чтобы что-то менять.

***

От редакции. Авторская колонка «Асса-пресс» — для тех, кто хочет отдохнуть от изнанки жизни и телеграфного новостного стиля. С 11 февраля 2019 года выходит на сайте «ХибИнформБюро» по понедельникам.


Комментарии
Популярные
новости
Мы в соцсетях
Наш канал в Телеграм

Облако тегов